<< Январь 2017 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          


РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ
Патриарха Московского и всея Руси Кирилла



РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ
Митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона

Поиск
Искомое.ru

Патриархия.RU




Православие.Ru

Енисейская епархия
Канская епархия
Норильская епархия
Духовное окормление Енисейского казачества
Красноярская православная учительская семинария
Курсы звонарей Красноярской епархии






Покровский храм г. Назарово
Собор Архистратига Михаила г. Железногорска
Знаменский храм г. Дивногорска
Свято-Троицкий храм п. Емельяново
Приход храма св. Георгия Победоносца


Экспорт новостей
в формате rss 2.0

История красноярского Успенского мужского монастыря

Предпосылками для ходатайств об открытии в Красноярске православного монастыря являлись два фактора религиозной ситуации в Енисейской губернии второй половины XIX века. Во-первых, по мнению путешественников, бывавших на красноярской земле, местных жителей отличала гордость, свободное, вольное обращение с властями, а также непокорность и несдержанность в гневе. По их словам, практицизм и житейская сметка причудливо уживалась с самыми темными суевериями, и даже церковь могла превратиться в место, где пили вино и на кулаках сводили счеты между собой. Во-вторых, с середины XVII в. губерния становится местом ссылки раскольников-старообрядцев, а с 20-х гг. XIX в. — декабристов, поляков, высланнных в Сибирь за участие в восстании 1863 г., революционеров организации „Земля и Воля“ с 1879 по 1892 гг.

Желая с помощью иночества укрепить позиции Церкви, в декабре 1873 г. епископ Антоний (Николаевский), третий по счету красноярский архиерей, обращается к городскому голове П.И. Кузнецову с предложением о покупке части городской территории для устройства «иноческой обители». После рассмотрения вопроса городской Думой, в феврале 1874 г. Владыка получил копию постановления об отдаче земель (в длину 2 версты и 80 погонных саженей, в ширину от 10 до 100 саженей) в районе Плотбища под устройство монастыря. 5 мая 1874 г. при Архиерейском доме был создан Строительный комитет в составе 4 человек: кафедрального протоиерея В.Д. Касьянова, ключаря собора А.К. Угрюмова, эконома Архиерейского дома иеромонаха Зосимы и почетного гражданина Н.П. Токарева. С марта 1874 г. по ноябрь 1875 г. комитету удалось собрать 21320 руб. в поддержку строительства. На эти средства была проложена дорога к будущему монастырю, устроены главный деревянный дом с церковию, летним помещением для Архипастыря, братскими келиями, деревянный флигель, в коем размещены: трапеза, кухня и училище для мальчиков; также надворные службы: амбары погреба, каретник с сеновалами, сушильнею, конюшнями и навес; сарай для помещения и хранения извести, помещение для хлебопеков, просфорника и рабочих.

Проект всех зданий монастырского комплекса был разработан иеромонахом Зосимой. Фундамент каменного корпуса был заложен в июне 1874 г., а 2 апреля 1875 г. строящиеся здания были осмотрены архитектором А. Лассовским, который нашел состояние построек превосходным. С 1875 по 1878 гг. в условиях медлительности и волокиты синодальных и гражданских чиновников Преосвященный Антоний проделал огромную работу по привлечению благотворителей к строительству обители. После получения Указа Его Императорского Величества с официальным разрешением на открытие обители, 15 мая 1879 года была совершена закладка Успенского мужского монастыря города Красноярска. По этому случаю во всех красноярских церквах прошла ранняя Литургия, а в 8 часов утра от Богородице-Рождественского кафедрального собора началось шествие общего крестного хода до обители. В предполагаемых святых вратах монастыря крестный ход встретил епископ Антоний с братией обители, после чего в Успенском ее храме была совершена Литургия, по окончании которой на месте закладки главного корпуса монастыря был совершен чин на основание церкви. В завершение торжественных мероприятий все духовенство и высшее начальство были приглашены в келии настоятеля (Владыки), где состоялась трапеза. В 4 часа пополудни крестный ход в прежнем порядке возвратился в город.

Вплоть до 1881 года Владыка Антоний продолжает неустанные труды по строительству и благоустройству обители, преодолевая постоянно возникающие трудности. Часть интеллигенции, включая Главу города, считавшего излишним расход строительных материалов на возведение обители, перестают поддерживать строительство, которое все же не было заброшено за счет пожертвований простых крестьян. 15 мая 1881 г. епископ Антоний был переведен на Пензенскую кафедру, а каменный братский корпус обители, вероятно, был построен при его преемнике, епископе Исаакие (Положенском).

13 июля 1883 г. обители была Высочайше пожалована дача в Канском округе, однако она практически не использовалась за дальностью расстояния (около 300 верст). В 1886 г. монастырь содержал более 20 голов рогатого скота, из них 15 — дойные коровы. Арендованные у города земли использовались для хлебопашества и огородничества. До 1913 г. в главном корпусе обители находились иконописное училище (впоследствии упразднено), швейная и сапожная мастерские, просфоро- и хлебопекарни. В 1888 г. в результате сильного наводнения монастырь потерял деревянный флигель, стоявший на берегу Енисея, кузницу, а также дорогу и мосты, обеспечивающие связь с городом. За неимением средств на восстановление необходимых путей сообщения, монастырская братия проложила временную дорогу через лес. В 1889 г. из общества дачников, проживающих летом около обители, был образован комитет по решению вопроса с монастырской дорогой. Была составлена смета, по которой дачники должны были внести 10 тыс. руб., а монастырь — 1 тыс. бревен. Вскоре дорога была устроена, что в последующие годы позволило около 4000 богомольцам из Европейской и Азиатской частей России посещать Успенскую обитель. К 1890 г. в монастыре проживали 44 человека: 7 иеромонахов с наместником, 1 иеродиакон, 4 монаха, 1 послушник, 31 богомольцев-послушников.

В 1888 г. на основании Высочайшего повеления монастырю была отведена дача в 4602 дес. и 2080 квадратных сажень по обе стороны Енисея, в 25 верстах от обители. Земля, по большей части, оказалась непригодной для хлебопашества, добыча леса также представляла трудность. В этом же году Святейший Синод дал разрешение на устройство скита на правом берегу Енисея. В 1913 г. в Успенском монастыре был произведен капитальный ремонт. В результате ремонта храм св. вмч. и целителя Пантелеимона, который находился в архиерейских покоях в старой деревянной гостинице, перенесен в братский, каменный корпус, в бывшую братскую трапезную. В каменный корпус так же переместились архиерейские покои. Устроена новая трапезная для братии, проведен ремонт в келиях, установлены новые печи. Покрыта железом восточная часть крыши. С этого же года по инициативе епископа Енисейского и Красноярского Никона (Бессонова) при обители открываются временные паломнические курсы приблизительно на 50-55 человек, для нищих и калек учрежден приют. В апреле 1915 г. наместник Успенского монастыря иеромонах Серапион заключает контракт на снятие в аренду рыболовного участка в низовьях Енисея, протяженностью 300 сажень. На следующий год туда командируются монахи с рабочими во главе с иеромонахом Симеоном. В то же время часть помещений монастыря сдается в аренду свечному заводу за 900 рублей.

С приходом большевистской власти начался процесс конфискации монастырских земель, который был прерван в 1918 г. Гражданской войной и установлением власти Временного Сибирского Правительства. В это смутное время хозяйство обители оказывается в плачевном положении, что в значительной мере было виной тогдашних наместников. Епископ Назарий по этому поводу отмечал: «…хозяйство монастырей ведется без всякого контроля и зависит от произвола наместников. В Знаменском скиту игумен Серапион распродал весь запас рыбы, продал без нужды и не во время часть скота, не запас в прошлом году должного количества корма. Бывшие наместники Успенского монастыря отказались от аренды земли, лежащей вблизи монастыря и так ему необходимой». Тем не менее, в сентябре того же года при Успенском монастыре устраивается детский приют для детей солдат, отправившихся на войну.

Несмотря на свержение власти большевиков, отчуждение монастырских земель продолжалось. В 1919 г. по причине малочисленности насельников Успенского монастыря и Знаменского скита было принято решение о слиянии обителей. В 1920 г. с окончательным установлением в регионе Советской власти была объявлена национализация церковного имущества, в том числе монастырских земель. Постройки Знаменского скита были переданы детскому дому (в 1921 г. переименован в детский трудовой городок №2), на землях Успенского мужского монастыря была образована первая показательная школа-коммуна. Также в его зданиях размещались сыпно-тифозный госпиталь, затем ? госпиталь для выздоравливающих. Постановлением президиума Енгубисполкома от 28 июня 1921 г. монастырская церковь была закрыта, а монахи выселены на улицу. Дальнейшая судьба монахов и монастыря и скита, к сожалению, неизвестна. За 70 лет безбожия в монастырском комплексе размещались: с 1920-1946 г. известная уже нам школа-коммуна и детский дом, с 1946 г. Дом отдыха учителей, а в 1992 г. он упоминается как пионерский лагерь «Красноярский».

Через два года после воссоздания красноярской кафедры, в 1992 году под руководством епископа Антония (Черемисова) разворачивается деятельность по возвращению Церкви разрушенного монастыря.

В июне 1992 г., казаки во главе с Атаманом 3-го отдела В.П. Мастьяновым в своем письме к Главе администрации Красноярского края Вепреву А.Ф., по благословлению Владыки Антония, «убедительно просят передать …разрушенное здание бывшего монастыря, расположенного в п. Удачный и принадлежащую ему землю площадью 12 га, с обязательством восстановить его и создать военно-спортивный казачий лагерь. В ноябре того же года епископ Антоний в своем письме к мэру города В.А. Позднякову говорит о том же, сообщая о договоренности казаков с ним». В ответ на это Комитет по делам культуры и искусства администрации края 5 января 1993 г. рассматривает возможность передачи в ведение Епархии Успенского монастыря с целью восстановления, вместе с тем обращает внимание на огромные затраты, которые потребуются для восстановления.

Для этого «считают необходимым провести переговоры с объединением «Красноярсккурорт» и Крайсовпрофом, на балансе которых находился в то время монастырский комплекс, для решения вопроса совместного восстановления.Хотя начало было многообещающим, но следующий этап возобновился лишь в 1998 г., с участием Генерал-губернатора края А.И. Лебедя, который в ответ на просьбу Владыки Антония приказывает «решить этот вопрос положительно, без вариантов». Подтверждает свое согласие и руководитель управления архитектуры г. Красноярска П.В. Филипов. Но потребовалось еще два года, чтобы закончить это не простое дело, оформление документов поручается сестре Галине, усердно молящейся Оптинским старцам, а Генерал-губернатор А.И. Лебедь, со своей стороны, контроль исполнение своего распоряжения возлагает на своего заместителя, для более успешного завершения этого дела.

И не смотря на то, что еще только в апреле 2000 г. был подписан акт приема-передачи, по которому были приняты полуразрушенные стены (общий износ главного здания 87%, по техническому состоянию), 28 августа того же года во вновь устроенном храме главного корпуса отслужена праздничная Литургия, с пострижением первого инока (Евлогия).

На литургии зачитан указ Священного Синода, постановившего утвердить архимандрита Серафима (Брыскина) наместником Успенского мужского монастыря. Экономом и помощником ему назначается иеромонах Агапий. А до этого совершалось чудо на глазах, шла работа, бывало, и ночью, было время поста, молитвы и подвига, первой приходящей братии, а также и сестер женской обители, с прихожанами помогавших из руин восстанавливать обитель.

К настоящему моменту работы по благоустройству монастыря не завершены. В 2010 г. в центральном храме монастыря были выполнены работы по обустройству второго клироса, установка новых киотов, а также продолжаются труды по внутренней росписи храма. Также для улучшения быта, проводится дальнейший ремонт келейных помещений, было произведено переоборудование монастырской кухни, выполняются работы по реконструкции фасада двухэтажного хозяйственного корпуса с гаражным блоком, закончены работы по укладке брусчатых дорожек на территории монастыря. По ходатайству пред светскими властями, был произведен ремонт подъездной дороги и устройство автомобильной парковки для удобного размещения автотранспорта прихожан и паломников.

Ныне Успенский мужской монастырь г. Красноярска — один из духовных центров епархии, весьма посещаемый паломниками и почитаемый за благочестие как в народе, так и в среде благотворителей, а также и многими руководителями властных и административных структур. Возрождавшийся с трудами и молитвами из руин не один год, сейчас вновь являет собой подлинную жемчужину в ожерелье храмов и обителей епархии, украшение красноярской земли.

Успенский монастырь расположен в удалении от центра города, на красивейшем берегу Енисея, является одним излюбленных мест молитвы горожан, любящих уединенный и скромный образ богослужения. Люди, уставшие от городской суеты, нередко посещают монастырь, ища не только общения со священнослужителями, избравшими иноческий образ жизни, но и желая оказаться в прекрасном природном ландшафте, в коем сочетаются намоленность и красота здешних мест. По договоренности с епархиальной паломнической службой, в маршрут экскурсионной поездки по храмам города включено посещение монастыря. Один раз в две недели по субботним дням монастырь открыт для желающих помолиться за богослужением, по окончании которого они добровольно оказывают посильную помощь в уборке храма или территории, а в летнее время — и на монастырском огороде, после чего принимают питание в братских трапезных и участвуют в беседе со священнослужителем о святынях, достопримечательностях и истории монастыря. Также сложилась традиция во время летних каникул проводить посещение богослужений и экскурсии по монастырю для детей, отдыхающих в близлежащих детских лагерях отдыха. Благодаря этому молодое поколение знакомится с историей монастыря, с традициями и уставом монастырской жизни.

С 26 июля 2012 г. и по сей день наместником Успенского мужского монастыря г. Красноярска является иеромонах (ныне — игумен) Иннокентий (Нилов).

По материалам: 1) архивный фонд Информационно-аналитического и издательского отдела Красноярской епархии
2) «Мое возлюбленное младое чадо…»: История Свято-Успенского мужского монастыря. — Красноярск, 2007.