<< Сентябрь 2017 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30
До 23 октября 2017 г. ведется прием заявок на участие в Международном открытом грантовом конкурсе «Православная инициатива 2017–2018»
Поиск
Искомое.ru

Патриархия.RU




Православие.Ru

Духовное окормление Енисейского казачества
Енисейская епархия
Канская епархия
Норильская епархия
Красноярская православная учительская семинария
Курсы звонарей Красноярской епархии






Покровский храм г. Назарово
Собор Архистратига Михаила г. Железногорска
Знаменский храм г. Дивногорска
Свято-Троицкий храм п. Емельяново
Приход храма св. Георгия Победоносца


Экспорт новостей
в формате rss 2.0

Ухаживая за родителями, мы воспитываем детей


13 сентября 2017 г. 17:04:01

«Комсомольская правда» подготовила социально актуальный материал об отношении к немощным пожилым людям. Публикуем текст беседы с председателем Епархиального отдела православных психологов, психологом-консультантом Епархиального отдела по профилактике и реабилитации зависимостей, штатным священником Покровского кафедрального собора Красноярска иереем Родионом Петриковым.

Пожар в частном пансионате для престарелых стал поводом подумать об отношении к своим немощным близким. Ухаживать или отдать в чужие руки? Ответы на эти вопросы каждый ищет сам. А мы задали их священнику и психологу Красноярской епархии Родиону Петрикову.

Напомним, 28 августа, в 11.28 местного времени пожарные выехали тушить частный коттедж в Покровке. И только на месте стало ясно, что трехэтажное здание буквально набито немощными стариками, почти все — лежачие. В огне оказались 37 постояльцев, которых выносили на руках. Каждого. Троих спасти не удалось. Оказалось, что коттедж был арендован пару месяцев назад, никаких разрешительных документов на оказание услуг у новоиспеченного пансионата не было, и, тем не менее, 37 красноярских семей передали сюда своих близких.

Вот какие отзывы оставили наши читатели на сайте:

— Заботьтесь о своих близких сами, не доверяйте домам престарелых. Кроме выгоды там ничего нет. Если уж совсем невмоготу — наймите сиделку. Деньги те же, а уход гораздо лучше. Человеку ведь не только покушать надо, ему общение нужно даже больше, чем обеды и ужины.

— К сожалению, в нашей стране старики никому не нужны. Детям мешают, другие подонки на них наживаются. Желаю всем крепкого здоровья, чтобы до последнего обслуживать себя и не быть обузой.

— Ухаживать за больным — это подвиг. И это годы, вычеркнутые из жизни. Не каждому это по силам.

— Отец Родион, что же делать с немощными стариками? Мнения у людей очень разные, а как считает Православная церковь?

— Наше отношение к старшему поколению основывается на заповеди Божьей: «Почитай своих родителей, и будет тебе благо, и будешь ты долголетен на этой земле». Это относится не только к родителям, но и вообще к старшим. Почитай, заботься, проявляй уважение, помогай. И помни при этом вторую часть заповеди: и воздастся тебе за это долголетием.

Один из современных священников, отец Олег, он служил военным священником в Чечне, заметил, что первыми погибали те солдаты, которые неуважительно отзывались о своих родителях. Он увидел божью заповедь в действии. И я сам как священник и как психолог постоянно вижу, как эта заповедь действует. Дети, которые не уважают своих родителей, очень рано попадают во всякие передряги, в наркотическую зависимость, в неприятности. Они не жильцы. Они как белье на ветру, открыты для всех внешних воздействий. И, наоборот, за теми, кто уважает своих родителей, как будто стена стоит и их защищает.

Конечно, пансионаты для престарелых — это, скорее всего, проявление непочитания. Мы должны помнить, что жизнь циклична: сначала родители заботятся о нас, а потом мы — о них. Сами подумайте, где бы вам хотелось закончить свою земную жизнь? В пансионате, пусть даже самом лучшем, или среди родных, любимых людей? Всегда лучше, чтобы старики были рядом. Конечно, могут быть разные ситуации, и не нужно осуждать тех, кто отдал своих родителей. Бывает, что отношения не сложились именно потому, что сами родители этого не хотят, не любят своих детей.

— По вашим словам получается, что отдавать своих стариков в чужие руки все же можно, если найдешь себе оправдание?

— Не надо осуждать всех, всякое в жизни бывает. Надо всегда разбираться в ситуации, не делить на белых и черных. Есть оттенки, детали, которые могут стать решающими.

Ведь бывают ситуации, когда дом престарелых — лучший выход. Например, когда впятером живут в однокомнатной квартире и больному человеку там тяжело.

Но если человек отдает родителей в пансионат против их воли — это непочитание. Если он их отдает, чтобы сохранить себе комфорт, — это тоже непочитание. Если он оправдывается работой — это тоже неправильно, в этом случае нужно сменить приоритет и поменять работу. Ведь когда-то ваша мама ухаживала за вами и не думала о работе, а всю себя отдавала, все свое время. Нужно вернуть этот долг. А если вы отдаете немощных близких, чтобы сохранить свой комфорт, уют, удобный распорядок дня - это непочитание и нарушение заповеди Божьей.

— Те, кто решил сменить приоритеты и ухаживает за больными родителями, знают, что это очень тяжело. Время и труд, потраченные на ребенка, приносят результат. Уход за больным и старым человеком не дает взамен ничего. Где в таком случае брать силы, на что надеяться?

— Результат заключается не в том, чтобы человек жил бесконечно долго. Результат в другом: чтобы человек, умирая, чувствовал любовь к себе и что он прожил жизнь не зря. В Библии есть такое выражение: «и умер он, насыщенный днями». А если человек уходит в одиночестве, среди тех, кто рядом с ним исключительно за деньги, это холод умирания. И совсем другое состояние, когда человек умирает среди тех, кто его любит, кто за него молится, кто благодарит за то, что он был с ними, что им посчастливилось быть его детьми. Душа не умирает, она переходит в другое состояние. И когда человек уходит в мир иной в любви, с ощущением достоинства прожитой жизни — в этом и есть результат. А силы ухаживать не хватает у тех людей, которые не верят в иной мир. Они видят, что одна-единственная жизнь заканчивается и заканчивается очень тяжело.

А те, кто верит в загробный мир, они относятся с доверием к Богу, который знает, когда нужно человека забрать. И тогда появляются силы перенести все это.

Как еще себя успокоить? Обычно в семье несколько поколений, и когда старшие становятся беспомощными, дети за ними ухаживают и тем самым показывают пример своим детям: когда я буду старый, ты тоже меня не бросай, как я не бросаю своих родителей — это входит в подкорку.

— Но ведь и старые люди не сахар. Они обидчивы, они всем недовольны. Дети стараются, а в ответ слышат только упреки.

— Есть люди верующие, им проще это переносить. Они всегда могут помолиться, есть такая молитва о том, чтобы с любовью ухаживать за больными, чтобы Господь укреплял, давал силы.

Неверующим тяжелее. Меня даже просят иногда: ну отругайте его, всех уже замучил, никто домой идти не хочет. Это в самом деле сложно. Могу только посоветовать потерпеть, как когда-то терпели все ваши детские выходки ваши родители. Верните им долг!

И надо всегда помнить, что это закончится. Хочу напомнить и верующим, и неверующим, что когда близкие уходят из жизни, у оставшихся всегда остается горькое чувство сожаления, что они недодали им любви и внимании. Да, он на нас кричал, да, он был вредный, да, он нас обижал, он слишком много требовал. Но он же был болен, а мы-то здоровы! Зачем мы себя жалели, почему не давали ему больше? И когда тяжело, нужно помнить о том, что вы обязательно будете «съедать» себя за то, что были не так внимательны и заботливы, не уделяли достаточно времени. И вот теперь его нет, и ничего нельзя исправить.

— Как часто красноярцы обращаются к священникам с семейной проблемой, что делать с немощными стариками?

— Обращаются нечасто. Зато это часто звучит на исповеди. С одной стороны, люди пожилые говорят о том, что боятся старости, боятся немощи. А их дети признаются в том, что нет у них любви к родителям. Говорят, вот я ухаживаю, а мама обижается, постоянно чего-то просит, а я не могу дать ей столько внимания, тепла, заботы, сколько она требует. И мне от этого тяжело. Ведь есть муж, дети, работа.

— Есть люди, которые ни о ком никогда не заботились, всегда жили в свое удовольствие. Как быть, когда такой родственник сваливается на голову и говорит: я твой папа, дядя, брат, помоги мне.

— Око за око, зуб за зуб — это прагматическая мораль: ты за мной не ухаживал, и я за тобой не буду. Но это не по-христиански, это неправильно.

Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Разные бывают ситуации, это сегодня вы окружены родными и близкими, а завтра может все поменяться. Как это случилось, например, на Украине: семьи разделились. Смогут ли они соединиться? Или старики будут умирать вдали от детей? Например, в Красноярске живет женщина, которая не может поехать на могилу к сыну, и она где-то далеко, возможно, заброшена. Так она ходит на Бадалык, отыскивает заброшенные могилы, ухаживает за ними в надежде, что кто-то присмотрит за могилой ее сына. Вот это по-христиански.

Автор: Татьяна Рябинина

Пресс-служба Красноярской епархии