Новости, Рождественские чтения

Ректор СибГТУ Виктор Огурцов: «ЧЕМ ВЫШЕ РАЗВИТИЕ НАУКИ, ТЕМ БЛИЖЕ СМЫКАЮТСЯ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ И ЦЕРКВИ»


Ректор Сибирского государственного технологического университета, доктор технических наук, профессор Виктор Огурцов обратился с приветственным словом к участникам и гостям научно-практической конференции с международным участием — XVI Красноярских краевых Рождественских образовательных чтений на торжественном открытии:

Уважаемый Виктор Александрович! Ваше Высокопреосвященство, Ваши Преосвященства, уважаемые участники Чтений!

Позвольте приветствовать вас от лица 12000 студентов и преподавателей нашего университета и пожелать плодотворной работы! Для нашего университета, старейшего в Красноярском крае, которому совсем недавно исполнилось 85 лет, является большой честью быть хозяином столь важного и представительного мероприятия.

Программа Чтений — очень интересная и насыщенная, но для меня как ректора университета особый интерес представляют вопросы образования в современных, принципиально новых условиях, которые связаны с бурным развитием электронного пространства. Коснусь только двух аспектов этой проблемы.

Первый аспект — Интернет. С одной стороны, это некая «электронная улица», долгое пребывание на которой, бесконтрольно и без присмотра умных наставников, рождает уличное воспитание. Мы с вами знаем, что при уличном воспитании может быть всякое. С другой стороны, Интернет — это мощная образовательная среда, где можно получить настоящее фундаментальное и профессиональное образование.

Надо уметь получать современное дипломированное образование через Интернет, но мы этому пока не учим, и уже несем потери, особенно выпукло эти проблемы видны в университетах. Ученые говорят, что самый тяжелый труд — это учиться. Учиться сложнее, чем работать в шахте. Для того, чтобы получить серьезные знания, нужно приложить серьезные усилия, порой — на пределе своих возможностей. А к этому как раз большинство студентов сегодня не готовы: они расслаблены легким получением сведений через Интернет. Они не знают, что сведения — еще не знания, не готовы серьезно трудиться ради знаний, и поэтому отчисляются из университетов тысячами. Это проблема и трагедия.

Второй аспект. Сейчас накоплен такой объем знаний, особенно на инженерных направлениях, и он так быстро пополняется, что передать и за четыре-шесть лет молодым специалистам, да еще и на всю жизнь — практически невозможно. Высшее образование сегодня не работает самостоятельно, только в паре с дополнительным. И если высшее образование — контакт «глаза в глаза», то дополнительное — в основном электронное.

Уже сейчас функционируют университеты, в которых, не выходя из дома, учатся миллионы людей. В современных условиях мы должны так учить и воспитывать молодых людей, чтобы они готовы были жить и постоянно учиться не только в социуме, но и в бесконечном электронном мире.

Для киберпространства законы пока не писаны, и мы должны ориентироваться на общечеловеческие, вечные ценности, которые знает, хранит и бережет Церковь. Может быть, это звучит парадоксально, но чем выше развитие науки, тем ближе смыкаются цели образования и Церкви.

Я коснулся лишь двух аспектов традиций и новаций. Их, конечно, десятки, сотни, и все они должны обсуждаться, по всем необходимо принимать решения, поэтому программа сегодняшних Рождественских образовательных чтений актуальна и для высшей школы.

Уважаемые участники Чтений! Позвольте пожелать вам успешной и интересной работы. Спасибо!