Новости

Новая встреча из цикла «Касьяновские Четверги»: Сохранение языка — святое дело


2 июня в медиацентре Информационно-аналитического и издательского отдела Красноярской епархии прошла новая встреча из цикла «Касьяновские четверги», посвященная судьбе кириллицы в XXI веке.

Что ждет кириллицу в будущем, и сохранится ли церковнославянский язык в душе нашего народа — об этом поговорили краеведы, священнослужители, представители красноярской интеллигенции и молодежи.

Гостями вечера стали хранитель «Касьяновского дома», руководитель Епархиального информационно-аналитического и издательского отдела Геннадий Малашин, руководитель Музейно-просветительского центра духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом», член Совета Гражданской Ассамблеи Красноярского края, директор Архиерейского образовательного центра, исполнительный директор общественной организации «Ладанка» Андрей Бардаков, член правления Сибирской академии дизайна, член Союза дизайнеров России, доцент кафедры «Дизайн» Института архитектуры и дизайна Сибирского Федерального университета Иван Арбатский, известный российский религиовед, профессор кафедры философии Красноярского государственного педагогического института, доктор философских наук Людмила Григорьева, штатный священник храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии города Красноярска иерей Андрей Бабин, руководитель пресс-службы и службы протокола Красноярской епархии Андрей Скворцов, представители интеллигенции и молодежи.

На правах ведущих вечер открыли сотрудник «Касьяновского дома» Юрий Пасхальский и редактор литературно-художественного журнала «День и Ночь» Марина Саввиных, представив гостям вечера видеоопрос. По информации сайта kasdom.ru, жители города Красноярска ответили на вопросы «Кто такие Кирилл и Мефодий? Нужна ли нам кириллица? Стоит ли нам переходить на латиницу?» и другие.

Приступив к обсуждению увиденного сюжета, участники дискуссии заметили, что вопрос о судьбе кириллицы сам по себе не имеет оснований, а лишь косвенно подводит к более актуальной теме — церковно-славянскому языку.

«Кириллица была, есть и будет генетическим кодом всех славянских народов. При всем при этом в центре Европы сидят прекрасные хорваты, которые до середины XIX века пользовались не только кириллицей, но и глаголицей, и до сегодняшнего дня они это делают. Это замечательно. Это чисто славянский код», — начиная дискуссию, подчеркнул отец Андрей.

Продолжая мысль священнослужителя, профессор Иван Арбатский сообщил слушателям интересный факт:

— Сейчас никого, особенно молодежь, уже не удивляет, что мы просто нажимаем на кнопочки и выбираем в своем гаджете тот или иной язык. На компьютере или телефоне вы разговариваете и пишете на своем родном языке. Это произошло совсем недавно. В связи с этим произошла кардинальная смена значения кириллицы. Оказалось, что кириллица по популярности стоит на втором месте после латиницы. Об этом мало кто знает. Из всех языков, которые существуют на планете, на первом месте стоит латиница.

Обсуждая вопросы славянской письменности, участники поговорили и о геополитической стороне вопроса. В пример был приведен Северный Кавказ, где пришедшую кириллицу восприняли «очень агрессивно и враждебно, но и разрушительно в культурном отношении».

«Сейчас линии разлома идут не по цвету кожи, не по разрезу глаз, не по каким-то еще этническим признакам, а по культурным аспектам. А сердце культуры — это язык, религия, традиции», — рассказала религиовед Людмила Григорьева.

Наконец, перейдя к разговору о церковно-славянском языке, отец Андрей четко обозначил суть проблемы:

— Вопрос сейчас стоит такой: надо или не надо переводить богослужения? Я категорически против. Кто требует перехода на русский язык? Мне кажется, это те люди, которые в храм не ходят по-настоящему. Потому что тот человек, который ходит в храм, самостоятельный и стремящийся к Богу, всегда встречает с лаской и любовью проблемы, которые к нему приходят. И проблему незнания или непонимания церковно-славянского текста он решает очень просто. Вот, например, у меня есть словарик Дьяченко, и если я не понимаю слово, то открываю и ищу его. И это нормальный процесс образования.

Помимо основных тем, приглашенные специалисты поговорили о том, как написать латиницей кириллицу, как понимать богослужения, каков сейчас современный интерес молодежи к кириллице и латинице. Участники подкрепляли доводы и аргументы историческими и актуальными примерами и фактами. Постепенно в полемику с экспертами вступили и слушатели.

В конце встречи слово взял руководитель проекта «Касьяновский дом» Андрей Бардаков:

— Очень радует, что у нас есть такого уровня специалисты, и они сегодня здесь. Одной из первых проблем является то, что знания и ценности, о которых мы говорим сегодня, должны действительно быть доступными для широких масс. Требуется высокое знание содержания, владения современными технологиями и значительные ресурсы для того, чтобы пути к этим знаниям были открыты для всех представителей общества. Сегодня состоялось заседание Общественного совета при министерстве образования Красноярского края, где всерьез обсуждался раздел образования социально-экономической стратегии развития края до 2030 года. Примечательно, что слово «воспитание» в этой стратегии прозвучало один раз, а слово «обучение» — 11. Хотя Федеральный закон от 2012 года говорит, что «образование — это целенаправленный процесс обучения и воспитания». Но в стратегии под словом «образование» понимается «обучение». Замечаний к документу масса, и мы надеемся, что он будет дорабатываться и соответствовать высоким целям, указанным в Федеральном законе об образовании и Федеральных государственных образовательных стандартах. На этом фоне сохранение языка и сохранение любых институтов, которые могут нашу культуру и нашу историю сохранять — святое дело.

Завершило вечер выступление участников Архиерейского хора под руководством регента Дмитрия Васяновича. Затем каждый получил в подарок второй номер журнала «День и Ночь».

Добавим, что проект реализуется за счет средств Субсидии из бюджета Красноярского края при поддержке агентства молодежной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края.