Новости, Проповеди

Архипастырь: Явление иконы Божией Матери «Казанской» вошло в историю как великое чудотворение


21 июля, по окончании Литургии престольного праздника в ачинском Казанском соборе, Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к собравшимся со словом проповеди:

— Дорогие жители Ачинска! Сегодня Русская Церковь празднует один из особых праздников, посвященных Царице Небесной, Присной Деве Марии, Матери Божией — день обретения Казанской иконы Божией Матери.

Матерь Божия, Царица Небесная, стоит по почитанию особо, сразу за Своим Сыном и Богом нашим, Спасителем Иисусом Христом. И мы воздаем Ей почесть почти божественную, зная, что Она — мать всех людей на Земле, ибо Ева, праматерь рода человеческого, согрешила, а Она — как говорят святые отцы, новая Ева, — спасла весь род человеческий, удочерила и усыновила.

Матерь Божия не случайно присутствовала во время дня Пятидесятницы, сошествия Святого Духа, и получила дар быть апостолом, единственная из женского рода (больше нет женщин-апостолов, только равноапостольные: в воскресенье будем поминать великую княгиню Ольгу, равноапостольную, есть Нина, просветительница Грузии, равноапостольная…). А Царица Небесная равна всем апостолам и превыше апостолов по призванию и благодати.

И исполняя пред Богом Свое послушание, Матерь Божия заботится обо всех народах, обо всех людях, живущих на Земле. Ей близки человеческие страдания, войны, землетрясения, ей близка боль каждой женщины-матери и просто женщины, живущей на Земле. И она приходит на помощь детям Церкви Господней, сохраняя верующих людей. И, конечно, такой многострадальной стране, такому великому, но на удивление многострадальному русскому народу, который постоянно находится в борьбе за жизнь, за чистоту, за святость, за свою Отчизну, за свою нацию, и всегда почему-то побеждает, при этом претерпевая колоссальные жертвы.

Так и этот праздник начинается с великой победы, во времена Иоанна Грозного, государя Московского, царя от рода Рюриковичей, — с покорения Казанского ханства. Все мы знаем, что было на Руси татаро-монгольское иго. И в какой-то момент сами ордынцы ушли, но собранные ими народы, уже принявшие ислам, остались. Подчас это были местные народы. Так образовались татарские ханства — Астраханское и Казанское, Крымское, Сибирское, Уральское. И они не сидели, сложа руки — они все время приходили на Русскую землю и грабили, брали в плен, порабощали. Все время приходилось обливаться кровью и слезами нашим материям, нашим предкам, и оставлять свои жизни на поле брани нашим отцам, воинам. И вот, наконец, пало Казанское царство. А вместе с ним затем и Астраханское ханство прекратило свое существование. Но люди, которые жили там, не исчезли. Татары, мордва, чуваши, марийцы — ныне это православные люди.

И царь стал призывать православных русских людей заселять эти земли, начинать жить, строить города, осваивать. Но, как знаем, местное население сопротивлялось, и немало еще было горя. Наступили голод, неустроенность, и люди стали уходить. И вот тогда совершается воля Божия — подростку, непорочной девочке, в сонном видении является Матерь Божия, и говорит идти на пепелище сгоревшего дома: «Там найдешь святыню». Она рассказала своей маме, но та не поверила. Так было до трех раз. Последний раз Матерь Божия даже пригрозила девочке страшной смертью, если она не расскажет. Рыдания, и слезы, и страх этого дитя заставили мать идти к воеводе, ко градоначальнику, к архиерею. И, наконец, они пошли копать, но ничего не находили. И стали бранить и казнью грозить за обман, как вдруг там, где стояла печь, один из них находит глубоко в земле сверток, а там — образ Матери Божией. Образ Одигитрии, названный Казанским.

И с тех пор этот день вошел в историю как великое чудотворение — Матерь Божия призвала и показала русским людям — надо жить здесь и никуда не уходить. И действительно жизнь стала налаживаться. Многие татарские жители принимали Православие. Сегодня они называются «крещены», глубоко верующие православные, наши братья и сестры. Мордва и чуваши, марийцы и прочие тоже приняли святую христианскую веру. Край просветился, и стал сегодня великим православным краем нашей страны. Там живут и мусульмане, и христиане, а хранит эту землю Матерь Божия своим чудным Казанским образом.

Но еще, братья и сестры, как я уже сказал, было и Сибирское ханство. Ермак воевал с ним. Так вот, и Сибирь тоже осваивалась по благословению чудотворной иконы Божией Матери «Казанской». И эта икона теперь — покровительница православных людей, и всех народов, живущих на этой прекрасной, Богом дарованной многонациональной земле, и самое главное, в Красноярском крае. И мы будем жить в своих городах и знать, что Матерь Божия знает нас, видит и особо участвует в жизни всех сибиряков и православных людей.

Казанская икона стала покровителем воинства, особенно казачества. Она также явила себя покровительницей семейного счастья, заступницей за обижаемых женщин и матерей. По-разному в семьях было и бывает, иногда женщин притесняют и даже избивают. Кому жаловаться? Царице Небесной. Кого просить о детях, о внуках? Кому молиться о России, о нашей Родине? Казанской иконе Божией Матери.

Матерь Божия — одна для всех людей. Но своими иконами она показывает, что Господь дал Ей дар быть везде, в каждом доме, в каждом сердце, в каждом человеке. И так случилось, что у нас, в нашей митрополии, не так много казанских храмов: ачинский и казачинский. И Ачинск, как и все, немало пострадал за свою историю, но сохранился как город, и сохранились в нем люди, и рождаются дети, потому что благодать Господняя не отнимается, и Матерь Божия благословляет и покрывает всех живущих на этой земле, чтобы она жила до скончания времен.

Аминь.