Встречи и поездки, Новости

Архипастырь: «Детскими глазами на нас смотрит Господь»


11 октября, в ходе Архипастырского визита в родильный дом № 4 города Красноярска, Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился с проповедью к сотрудникам медицинского учреждения:

— Дорогие братья и сестры!

Без вашего труда было бы невозможно появление новых человеческих жизней. При этом вы сопереживаете и участвуете во всех проблемах и младенца, и роженицы.

Я бы хотел кратко пообщаться на тему, которая стала в последние дни доминантой, притянувшей к себе человеческие умы, размышления, и которая неоднозначно воспринимается в нашем обществе. Как вы знаете, что Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поставил подпись под Обращением граждан Российской Федерации за запрет абортов.

Авторы этого документа не рубят с плеча, они не говорят о том, что нужно взять и запретить аборты как явление. Наверное, и в вашем коллективе не все однозначно относятся к этой инициативе. Я в свою очередь хочу сказать, что Церковь создана Богом, и заветы Господа должны исполнятся. Священное Писание, касаясь темы человеческой жизни, говорит косвенно и о бремени выкидышей, о потери ребенка, однако решительно воспрещает любое умышленное прерывание человеческой жизни.

Тема детоубийств не является новой для ХХI века, она исходит от времен Адама и Евы. К сожалению, и род человеческий систему вытравливания плода разработал очень хорошо за время своего существования. Современная гинекология совершает аборты при помощи новейших приборов и аппаратов. В древности действовали проще: ядами, растительными препаратами… Было это у всех народов, во всех самых разных культурах и цивилизациях.

Христианство выдвигает норму — ценности жизни. При этом недопустимо ущемлять права мужчины на женщину и женщины на мужчину в тех функциях, которые Господь дал. Апостол Павел ясно говорит нам: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7:5). И деторождение должно быть. Столько, сколько родители смогут воспитать, прокормить, открыть дорогу в мир.

Здесь мы подходим вплотную к теме взаимоотношений мужчины и женщины. Ведь не случайно сегодня Церковь включилась в программу по защите женщин от домашнего насилия (подчас и есть в наше время мужчины, которые могут поднимать руку на женщин, при этом неважно, какая это именно семья), куда включили систему по защите беременных женщин и еще даже несовершеннолетних девочек. Это и в наше время, оказывается, есть — и в Красноярске, и в Москве! Это девочки, студентки, даже школьницы — у них хватает ума, у этих малышек, не идти на аборт, а их родители, даже если они обеспеченные, бизнесмены, выбрасывают их на улицу.

К сожалению, такие случаи бывают. И касаются они не только людей молодых, не совсем еще готовых к жизни. Порой и в зрелом возрасте женщина вынуждена уходить от мужа, который, оказывается, не хотел ребенка… От растерянности эти женщины иногда идут не только на аборт, но и на самоубийство.

Сейчас Церковь подключилась и к созданию домов матери. Самое минимальное, что можно сделать там — дать чистую постель, медицинский уход, контроль… У нас, в Красноярской епархии тоже работа в данном направлении ведется. Все делается за счет пожертвований, за счет прихожан. Но мы ставим еще себе целью добиваться, чтобы их не исключали из учебных заведений, определяли на работу. Бывают и такие моменты, когда папы-мамы молодых женщин забирают, когда рождается младенец.

Немало в России стрессовых ситуаций, и наша страна в кризисном состоянии. Однако Церковь всегда боролась с абортами, это наша обязанность. Есть документ «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», и вопрос абортов там освещен. Аборт допускаются только в случае угрозы плоду либо жизни матери, либо им обоим. И здесь никакого фанатизма — решать должна сама женщина: это ее выбор, ее грех.

Тема абортов выносится сегодня на поверхность тем обращением, которое подписал Святейший Патриарх Кирилл. Оно вызвало много критики, но этого мы не боимся: это дело Божие. Однако важно учитывать при этом мнение самих медиков, самих гинекологов, в первую очередь: что они на самом деле думают. На частных встречах одни категорически против абортов, другие — я бы сказал, яростно защищают сам акт аборта, доказывают его важность.

Действительно, вопрос нелегкий и непростой. И запреты, как это было при сталинских временах, делу не помогут. Я помню те времена, когда я еще ребенком, то подпольно к бабушкам ходили женщины, — так и погибали же. В один период времени сложилась категория женщин, которые не хотели озвучивать свой аборт. Одна женщина (она мне в Калининграде встретилась) — медик, профессор, вся необходимая техника у нее была дома, — создала свой гинекологический кабинет и операционную, платно совершала там свои нелегальные операции. И вот к ней обратилась одна молодая женщина, муж которой работал в КГБ (коммунистическая партия ведь критиковала подобные явления — хоть время и было атеистическое, но власти стояли за деторождение), и она стала умирать от кровотечения в ходе аборта. Его ничем не удавалось остановить.

Врач стала понимать, ее «пациентка» уходит из жизни. И здесь совершилось чудо: врач выбежала во двор, обратилась ко Господу с мольбой о сохранении жизни, дала слово, что прекратит свою деятельность, примет монашество… Когда она вернулась, то обнаружила, что та женщина жива, кровотечение прекратилось. Так складываются ситуации Божественные. Сама она приняла монашество, притом взяла на себя подвиг бродяжничества, выполняя самые тяжелые и неблагодарные послушания: на кухне, на скотном дворе…

Этим рассказом я раскрыл вам церковное восприятие любого явления. Хочется, чтобы люди вашей профессии, гинекологи и акушеры, нас поддерживали. Никто, лучше вас, не сможет сказать об актуальности абортов, — это моя личная позиция, но, знаю, в этом убежден и Святейший Патриарх. Ведь вы — те люди, которые стоят у истоков жизни.

Посмотрите на красивые создания, на малышей! Каждый ребенок — это чудо, убедитесь сами! Детскими глазами на нас смотрит Господь. Хотя в наше время их и на помойки выбрасывают, и в мусорные баки, и убивают… Это тоже во вопрос ко всему обществу. Так мы не победим, не достигнем понимания важности рождения ребенка. И сто, и семьдесят лет, пятьдесят лет назад наше общество понимало важность рождения детей, а сейчас идеи Коллонтай о том, что детей надо рожать, как цыплят в инкубаторе, а дальше пусть государство эти занимаются, — обретают свое воплощение…

Христианство как религия открыто Господом для служения человеческой жизни. Это не просто призыв к молитве, дисциплине, церковной культуре общения, к служению Богу. Это и раскрытие любви к ближнему. Христианство — это не религия ради религии. Ничто человеческое, и сами человеки не чужды Господу. И все это надо пробуждать вновь в душах наших людей, учить их. Учить, с молодых лет. Иначе исчезнет человек.