Новости, Рождественские чтения

Участники секции «Церковь и общество» выясняли, как примирить «белых» и «красных» и привести человека к вере

Проблемы на стыке Церкви и общества, поиски христианских путей примирения в контексте исторических и политических реалий, уровень религиозной осознанности человека и состояние социума обсудили 16 января на секции «Церковь и общество» Межрегиональной научно-практической конференции — XVII Красноярских краевых Рождественских образовательных чтений «1917–2017: уроки столетия».

Первым тему для обсуждения задал заведующий кафедрой философии Гуманитарного института Сибирского федерального университета, доктор философских наук, профессор Вячеслав Кудашов. Докладчик рассказал о феномене интеллектуального смирения как средстве против высокомерия, подчеркнув, что само интеллектуальное смирение есть антипод гордыни, самого страшного христианского греха.

— Интеллектуальное смирение — это попытка понимания другого с сохранением чувства собственного достоинства. Ни в коем случае не нужно умалять позицию другого, но надо пытаться понять его чувства. Здесь очень важен эмоциональный компонент, ведь он не устраним при понимании истории наших предков, — поделился мнением Вячеслав Кудашов.

По словам эксперта, интеллектуальное смирение может стать эффективным способом примирения сторон в поиске ответа на актуальный сейчас и вызывающий горячие споры исторический вопрос: «Вы за белых или за красных?». Интеллектуальное смирение в состоянии открыть путь к поиску взаимного согласия противников. «Когда мы выступаем от лица какой-то исторической позиции, мы должны понимать ее ограниченность в любом случае, и то, что эти точки зрения будут пересмотрены», — продолжил эксперт.

Следующей темой для обсуждения стал доклад пресс-секретаря Шарыповского благочиния, директора церковно-приходской школы апостола Матфея при Свято-Троицком соборе города Шарыпово Емилии Кононовой. В сообщении речь пошла о деятельности православного сестричества им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого) при терапевтическом отделении Шарыповской городской больницы. Емилия Кононова сообщила, что, с одной стороны, «сестры милосердия — такие же люди, как и все: у них есть работа, после которой они приходят в больницу, надевают форму и трудятся», а с другой — в обязанности сестер входит широкий спектр действий: приготовление пациентов к Церковным Таинствам, проведение огласительных бесед, ответы на вопросы о вере и, самое главное — ликвидация религиозной безграмотности. Для этого пациентов приглашают в Свято-Троицкий собор на курсы катехизации для взрослых. Самим сестрам в пополнении знаний о Церкви помогает духовник.

Рассказ об опыте катехизации в медицинских учреждениях вызвал живой отклик аудитории. Слушатели подтверждали слова выступающей, говоря, что при общении с сестричествами видна их искренняя помощь. У настоятеля храма во имя Архистратига Михаила и Чуда его в Хонех города Красноярска протоиерея Александра Садовьюка возник закономерный вопрос: «Продолжают ли пациенты посещать храм после окончания лечения?».

— За день страдания человек не перевернет свое мировоззрение. Но люди приводят в воскресные школы своих детей, спасают их. Так что, бывает, что сейчас зерно посеялось, а через поколения оно прорастет, — ответила пресс-секретарь Шарыповского благочиния.

Интересными наблюдениями о религиозности студентов поделилась студентка третьего курса Института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета Анна Молочева, представившая данные социологического исследования. По его результатам, из 259 опрошенных человек 83% считают себя православными, хотя при этом демонстрируют низкий уровень религиозного поведения: редко читают молитву (своими словами), не читают Церковную литературу, не ведут богослужебную жизнь. Регулярно общается со священником всего 1 % респондентов.

Также в ответах студентов на первом месте находится вера в существование души, затем — вера в Бога, далее — вера в рай и ад. По словам студентки, встречались и такие точки зрения, как вера в карму или представление о мире как иллюзии, вера в перевоплощения души — реинкарнацию.

Иную, более широкую выборку данных представила представитель кафедры социологии Института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета и Центра социологических исследований и мониторинга общественного мнения Ольга Васильева. Опрос 1600 человек населения Красноярского края от 18 до 64 лет показал, что считают себя православными чуть более 50 % людей. Примерно столько же посещают храм хотя бы иногда. Интересным фактом стало то, что различные предметы религиозного назначения имеет 71 % опрошенных.

По прочтении озвученных выше докладов среди слушателей возникла дискуссия, на которой обсудили следующие вопросы: что мешает молодежи вести богослужебную жизнь? сегодня не модно ходить в Церковь или все же сказывается недостаток церковной грамотности?

В рамках секции также были заслушаны сообщения штатного священника Христорождественского храма Красноярска, духовника православного общества «Трезвый взгляд» иерея Петра Копыстко, который поделился практическим опытом работы с зависимыми и озвучил методы их профилактики, а также настоятеля Свято-Троицкого храма поселка Большая Ирба иерея Дионисия Бондаря.

Добавим, что руководителем направления «Церковь и общество» является председатель регионального отделения Всероссийской ассоциации преподавателей истории вузов России по Красноярскому краю, заведующая кафедрой истории и гуманитарных наук Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева, кандидат исторических наук, доцент Софья Лонина.