Новости, Проповеди

Архипастырь: Человеческая злоба — самое страшное, что есть в мире


После Божественной литургии в Неделю 32-ю по Пятидесятнице Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим со словом проповеди:

— Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Род человеческий — это единственные живые существа, которые обладают даром Духа Святого и имеют искру Божию — искру жизни и Спасения.

И никто не может человека оправдать в его делах или поступках, как только сам человек. Ибо сказано: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:18).

Человеческое общество зависит само от себя: как люди решат, как люди поступят с Землей, так и будет. Либо разрушится все в космосе и будет страшный Армагеддон, либо люди свободно изберут жизнь. Для этого Господь и пришел на землю: чтобы открыть людям свободу, освободить их от рабства греха.

Но мы видим и в XXI веке, что человек остается рабом своих страстей, грехов и всякойбедного поднебесной. Сегодня в Евангелии мы вспоминали о Закхее — старшем мытаре, который собирал подати в пользу римского императора.

Сейчас много говорят о борьбе с коррупцией. Но она ведь не вчера родилась: как только бес возник, так и коррупция родилась. И Закхей тоже присваивал себе часть собранного, не жалея ни бедного, ни богатого, ни страждущего, ни нуждающегося. Однако с годами он, видимо, все больше думал об ответственности в вечной жизни перед Богом, и перед его глазами раскрывались картины ужаса его преступлений, которые заключались в обиде людей.

Закхей искал источника исхода из этого состояния и вдруг услышал о чудотворце Иисусе. И он пришел, чтобы увидеть Его. Он был небольшого роста, и залез на смоковницу, чтобы хотя бы одним глазом увидеть. И глубоко верил, что Господь, как сердцеведец, простит и поможет. И вдруг слышит: «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк. 19:5). И тот от радости воскликнул: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк. 19:8). А обижал он тем, что собирал лишние подати, собирал сверх нормы, которую повелевало государство.

И сказал Спаситель: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19:9–10). Он прочитал глубокое раскаяние в сердце Закхея.

Евангелие нам не говорит о том, что именно того подвигло: семейные ли проблемы или же общественные какие-то явления, однако Господь его принял. Принял за то, что мытарь осознал всю боль обиды тех людей, которые были им обижены. И Закхей понимал, что ничем не загладить эту обиду, ведь и мы с вами никак не прощаем властям, если те нас обижают: в частном ли порядке, или общественном.

И все время в народе возрастает недовольство чиновниками, властями… Конечно, народ бы сначала на себя посмотрел: на свою лень, на свою пустую озлобленность, на свое безбожие, на свои грехи, на свой разврат. Каков народ — такая и сила власти!

Господь и тогда это видел. Но видел Спаситель и то, о чем я сейчас сказал: что может привести к погибели мир человеческая злоба к человеку. Это страшнее сатанинской силы — зависть и прочие людские грехи. И Господь прославил Закхея не только словами, но и пришел к нему в дом! Единственное условие сохранения мира в семье, в обществе, во всем мире — это человеческое участие в судьбах ближних.

Полное счастье — это когда мы окружены теми, кто признает права на наше счастье, на нашу свободу, на наше право быть Божиим творением. Тогда и Царство Божие приходит к каждому, кто так стремится использовать свою жизнь и свою веру.

Господь приводит необычные примеры. Казалось бы, как тот же Закхей мог покаяться? С мирской точки зрения — никак. Ведь тогда бы в один миг покаялись все тайные убийцы, все садисты и маньяки. Но они боятся суда, боятся позора и всячески скрывают свои деяния. Значит, еще много на земле зла, и его не победить без решения самого человека проявить смелость, сказать Господу, что все вернет вчетверо тем, кого обидел, не требуя к себе никакого внимания и никакой заботы, — она сама придет.

Но даже в семьях наших нет равноправия и нет правды. И отсюда Закхей остается важным примером у Бога, которому мы с вами должны подражать каждый день.

Аминь.