Новости, Проповеди

Правящий архиерей: В храм нужно приходить не просто для утешения и покаяния

12 февраля, по окончании Литургии в Неделю о блудном сыне, Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, Митрополит Пантелеимон обратился с архипастырским словом:

— Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

Мы живем в такое время, которое грозит уничтожением жизни на Земле. Она может погибнуть в одно мгновение, потому что люди не веруют в Бога. Они отвергают самое главное — наставничество, учительство Богом рода человеческого.

В отвержении Создателя, Его авторитета звучит приговор: «Станем есть и пить, ибо завтра умрем!» (1 Кор. 15:32). А в учении Господа Иисуса Христа звучит: «Кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек» (Ин. 8:51). Это главное откровение Господь открывает нам столько тысячелетий, сколько мы существуем.

Удивительно, что диавол наконец достиг, чего хотел. Люди говорят: «Нет Бога и нет диавола», что ему и нужно: как скрытая болезнь, чтобы убивать людей их же руками, неверием и грехами.

Так было из года в год, пока не пришел Господь и Спаситель наш Иисус Христос. Он пришел, потому что тогдашние люди не утратили одно свойство — веру в Бога и свои силы. Они шли по пути мрака, заблуждения и греха, но поиска духовного счастья. Оно пришло в образе Иисуса Христа. Те, кто уверовал, стали называться христианами, друзьями Божьими. Тому, кто уверовал, открылись знания о жизни вечной, о добре и зле.

Верующим людям не стоит удивляться, что вокруг так много неверующих. Неверие — это проклятие. Отвержение от Бога равно избранию смерти. Ради верующих Господь будет держать жизнь, ради них солнце не погаснет. Это откровение Священного Писания.

Кто-то всегда знал, что Бог победит. Библия называет таких святыми, Божьими человеками — пророками, мучениками, исповедниками, апостолами, епископами Церкви. Сегодня мы вспоминаем тех, кого называют вселенскими святителями.

Почему мы их прославляем? Было время, когда цари и императоры отрекались от Христа. Один человек был, как свеча на подсвечнике — Василий Великий, который боролся с ересью и победил.

Григорий Богослов объяснял, почему мы должны веровать. Его книги и сегодня мы читаем, чтобы детки подрастали, рождались новые, а заповедь жизни побеждала бы всякую смерть.

Если Господь нас создал, то мы обязаны жить, обязаны служить жизни, стараться жить в добре, счастье человеческом. Иоанн Златоуст шел той же дорогой.

Любовь древних христиан к трем святителям переросла в споры, кто из них лучше, и тогда Церковь установила совместный праздник. Они служили одному и тому же Господу, боролись за истину, которая — мир, любовь и спасение.

Мы приходим в храмы, чтобы защитить свою жизнь от смерти, погибели и ада, вмешательства темных сил. Чтобы тяжести нашей жизни были для нас не в муку и не в страдание, а во спасение и радость предвкушения вечной жизни. Чтобы простые человеческие страхи и ужасы исчезли, такие как войны, страдания от неизлечимых болезней и стихийных бедствий, от человеческой злобы и ненависти, которые мы ощущаем. Люди так жить не должны. Там, где нет Бога, люди превращают жизнь в ад.

Церковь — единственная сила, которая говорит людям об их неправде, греховности, раскрывает дорогу к святости, чистоте, радости, жалости, которая смягчает сердца через детей, мир природы, семейную и молитвенную жизни. Больше всего мы страждем от предательства близких, и сами становимся на путь предательства, когда злоба заменяет в наших сердцах веру, терпение и милосердие.

Учение трех святителей важно для людей в XXI веке. Каждый епископ христианской Церкви — свидетель от Бога против грехов человеческих. То, что священство проповедует Божье слово, есть спасение мира. Отсюда мы видим ненависть и злобу к духовенству. Только одна из всех дорог ко Христу — православная дорога ведет к жизни вечной. Верующие люди — это могучая божественная сила против зла.

Собираясь в храм, мы должны знать, что не просто пришли утешать себя, каяться, молиться. Мы пришли хранить Божий мир для существования Земли и всего космоса, для жизни человеческой. Спасая себя молитвами, мы спасем все, нас окружающее, природное и человеческое. За это и боролись святители, вооруженные знаниями правды Христовой. Мы содержим ее в наших сердцах и должны раскрывать погибающему от грехов и соблазнов миру людей, нашим близким по дому и работе. Не гневаясь на их ослабление, мы должны просить у Господа им спасения и духовного вразумления, не забывая, что надо крепко беречь свои душу и сердце от всякого соприкосновения с грехом, и не под каким видом не соглашаться с неверием, безбожием, а следовать за Господом, Который определяет наши судьбы, будущее, возглавляет Царство Божие и жизнь вечную.

Аминь.