Новости

Председатель Епархиального социального отдела объяснил, почему самоубийство — страшный грех

18 марта в передаче «Символ веры» на волнах «Радио России. Красноярск» (94.5 FM) поговорили о грехе самоубийства.

Как вовремя распознать намерения человека, можно ли молиться за самоубийцу, какой поступок следует считать самоубийством, а какой нет, в прямом эфире рассказал председатель Отдела по церковной благотворительности и социальному служению, настоятель Никольского храма деревни Кузнецово протоиерей Сергий Мясоутов. Ведущий программы — журналист Дмитрий Васянович. Публикуется в сокращении.

ДВ: Отче, у нас сегодня сложная тема для обсуждения. Многим она близка, потому что, возможно, в их семье тоже есть человек, который решил покончить жизнь самоубийством или даже сделал это. Все знают, что Церковь к этому относится негативно. Но если такое произошло, что делать близким?

СМ: Во-первых, надо разобраться, почему это произошло. К сожалению, если мы посмотрим новостную статистику, то увидим по одному только Красноярскому краю огромное количество случаев, когда человек сводит счеты с жизнью.

Что такое самоубийство? Это проблема современного мира, которая касается не только взрослых, но и юных, и пожилых: возраст добровольно ушедших из жизни разнится.

Самоубийство — страшный и жуткий грех. Почему? Человек согрешает против Бога как источника всякой жизни. Человек закрывает себе путь для покаяния.

Человек, который ушел из жизни добровольно, лишает себя этой возможности. А ведь самоубийство — не единственный грех его жизни, за ним еще много грехов тянется. Самоубийством он закрывает для себя возможность раскаяться и что-то исправить. Даже тот человек, который убил ближнего, имеет эту возможность. Мы не вправе судить, почему и как с человеком такое произошло, что его подвигло на это. Причины могут быть разными — от банальной глупости до серьезных обстоятельств, когда человек просто не выдержал скорбей и прочего.

Это страшный грех, поэтому Церковь воспрещает поминовения, т.е. церковную богослужебную молитву за таких людей. Не потому что Церковь жестока. Она дает урок человечеству: «Посмотри, человек, не совершай этот безумный поступок, потому что ты лишишься последнего, что может дать Церковь — христианского поминовения». Раньше в знак того, насколько страшен грех самоубийц, их хоронили вне церковных кладбищ. Такая страшная участь по смерти их постигала.

ДВ: Отче, если все-таки по какой-либо причине это произошло, что делать близким? Можно ли молиться за такого человека?

СМ: Сейчас опубликован так называемый «Чин молитвенного утешения сродника живот свой самовольно скончавшаго». Почему именно чин покаяния, чин утешительный? Когда родственники приходят и не знают, что сделать в Церкви для души самовольно ушедшего из жизни, чин покаяния больше направлен на нас самих.

Не так давно проходил семинар для священнослужителей по вопросам суицидов, и там было озвучено, что большинство людей, покончивших жизнь самоубийством, не делают это спонтанно. Исключение составляют только люди душевнобольные, нездоровые, состоящие на учете у психиатра. Кстати, для них Епископом благословляется отпевание, потому что человек находился вне себя, вне какого-то разумения.

Здоровые люди вынашивают мысли определенный период. Нам даже озвучили те признаки, по которым можно увидеть, что человек замышляет что-то не то. Например, веселый человек вдруг взял и замкнулся в себе.

ДВ: Отче, как расценивается подвиг Александра Матросова, который собой заслонил своих соратников?

СМ: Человек, который жертвует жизнью ради другого, не самоубийца. Это воины, которые шли на войну. Большинство из них знали, что могут не вернуться. Это нельзя никак назвать грехом самоубийства.

Блаженный Августин упоминает о святых девах. Они бросились в пропасть, чтобы избежать поругания. Они посвятили свою жизнь Господу, как современные монахини. Чтобы сохранить свою честь, им ничего другого не оставалось. И Августин их оправдывает.

Много было случаев, когда человек бросался спасать утопающего и сам тонул при этом. Это нельзя расценивать как суицид. Это жертва ради ближнего.

ДВ: В последнее время в новостях проходила информация о случаях, когда женщины бросаются с моста вместе с ребенком на руках. Как это расценивать? Это еще и убийство?

СМ: Я думаю, что это причинение зла не только себе, но и тем, кто вообще не виноват. Я этого не понимаю. Недавно был случай, произведший в нашем городском обществе шок. Это действительно шокирует.

ДВ: Отче, тема очень тяжелая, хотелось бы услышать от вас какие-то слова благословения, чтобы эту тяжесть снять.

СМ: Бог благословит, дорогие радиослушатели. Хотелось бы напомнить, что скорбные, неприятные, болезненные страдания или обстоятельства попускаются Богом с одной целью — исцелить нас от духовных недугов.