<< Май 2017 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        
Поиск
Искомое.ru

Патриархия.RU




Православие.Ru

Духовное окормление Енисейского казачества
Енисейская епархия
Канская епархия
Норильская епархия
Красноярская православная учительская семинария
Курсы звонарей Красноярской епархии






Покровский храм г. Назарово
Собор Архистратига Михаила г. Железногорска
Знаменский храм г. Дивногорска
Свято-Троицкий храм п. Емельяново
Приход храма св. Георгия Победоносца


Экспорт новостей
в формате rss 2.0

Председатель Епархиального социального отдела объяснил, почему самоубийство — страшный грех


20 марта 2017 г. 14:23:56

18 марта в передаче «Символ веры» на волнах «Радио России. Красноярск» (94.5 FM) поговорили о грехе самоубийства.

Как вовремя распознать намерения человека, можно ли молиться за самоубийцу, какой поступок следует считать самоубийством, а какой нет, в прямом эфире рассказал председатель Отдела по социальному служению и церковной благотворительности, настоятель Никольского храма деревни Кузнецово протоиерей Сергий Мясоутов. Ведущий программы — журналист Дмитрий Васянович. Публикуется в сокращении.

ДВ: Отче, у нас сегодня сложная тема для обсуждения. Многим она близка, потому что, возможно, в их семье тоже есть человек, который решил покончить жизнь самоубийством или даже сделал это. Все знают, что Церковь к этому относится негативно. Но если такое произошло, что делать близким?

СМ: Во-первых, надо разобраться, почему это произошло. К сожалению, если мы посмотрим новостную статистику, то увидим по одному только Красноярскому краю огромное количество случаев, когда человек сводит счеты с жизнью.

Что такое самоубийство? Это проблема современного мира, которая касается не только взрослых, но и юных, и пожилых: возраст добровольно ушедших из жизни разнится.

Самоубийство — страшный и жуткий грех. Почему? Человек согрешает против Бога как источника всякой жизни. Человек закрывает себе путь для покаяния.

Человек, который ушел из жизни добровольно, лишает себя этой возможности. А ведь самоубийство — не единственный грех его жизни, за ним еще много грехов тянется. Самоубийством он закрывает для себя возможность раскаяться и что-то исправить. Даже тот человек, который убил ближнего, имеет эту возможность. Мы не вправе судить, почему и как с человеком такое произошло, что его подвигло на это. Причины могут быть разными — от банальной глупости до серьезных обстоятельств, когда человек просто не выдержал скорбей и прочего.

Это страшный грех, поэтому Церковь воспрещает поминовения, т.е. церковную богослужебную молитву за таких людей. Не потому что Церковь жестока. Она дает урок человечеству: «Посмотри, человек, не совершай этот безумный поступок, потому что ты лишишься последнего, что может дать Церковь — христианского поминовения». Раньше в знак того, насколько страшен грех самоубийц, их хоронили вне церковных кладбищ. Такая страшная участь по смерти их постигала.

ДВ: Отче, если все-таки по какой-либо причине это произошло, что делать близким? Можно ли молиться за такого человека?

СМ: Сейчас опубликован так называемый «Чин молитвенного утешения сродника живот свой самовольно скончавшаго». Почему именно чин покаяния, чин утешительный? Когда родственники приходят и не знают, что сделать в Церкви для души самовольно ушедшего из жизни, чин покаяния больше направлен на нас самих.

Не так давно проходил семинар для священнослужителей по вопросам суицидов, и там было озвучено, что большинство людей, покончивших жизнь самоубийством, не делают это спонтанно. Исключение составляют только люди душевнобольные, нездоровые, состоящие на учете у психиатра. Кстати, для них Епископом благословляется отпевание, потому что человек находился вне себя, вне какого-то разумения.

Здоровые люди вынашивают мысли определенный период. Нам даже озвучили те признаки, по которым можно увидеть, что человек замышляет что-то не то. Например, веселый человек вдруг взял и замкнулся в себе.

ДВ: Отче, как расценивается подвиг Александра Матросова, который собой заслонил своих соратников?

СМ: Человек, который жертвует жизнью ради другого, не самоубийца. Это воины, которые шли на войну. Большинство из них знали, что могут не вернуться. Это нельзя никак назвать грехом самоубийства.

Блаженный Августин упоминает о святых девах. Они бросились в пропасть, чтобы избежать поругания. Они посвятили свою жизнь Господу, как современные монахини. Чтобы сохранить свою честь, им ничего другого не оставалось. И Августин их оправдывает.

Много было случаев, когда человек бросался спасать утопающего и сам тонул при этом. Это нельзя расценивать как суицид. Это жертва ради ближнего.

ДВ: В последнее время в новостях проходила информация о случаях, когда женщины бросаются с моста вместе с ребенком на руках. Как это расценивать? Это еще и убийство?

СМ: Я думаю, что это причинение зла не только себе, но и тем, кто вообще не виноват. Я этого не понимаю. Недавно был случай, произведший в нашем городском обществе шок. Это действительно шокирует.

ДВ: Отче, тема очень тяжелая, хотелось бы услышать от вас какие-то слова благословения, чтобы эту тяжесть снять.

СМ: Бог благословит, дорогие радиослушатели. Хотелось бы напомнить, что скорбные, неприятные, болезненные страдания или обстоятельства попускаются Богом с одной целью — исцелить нас от духовных недугов.

Пресс-служба Красноярской епархии