Новости, Проповеди

Владыка Пантелеимон: Верующие должны быть самыми близкими людьми для всех окружающих


26 ноября, по окончании Божественной литургии во Введенском храме поселка Березовка, Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим с Архипастырским словом :

— Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Мы с вами — верующие в Бога люди. Наверное, мы и сами себе до конца никогда не объясним, почему мы уверовали, но одно мы знаем точно: что Всевышний помогает нам в этой жизни, что вера в Бога является залогом будущего наших детей и потомков. Стремление к заповедям Творца очищает нас от грехов и учит святости, — для этого Господь и пришел к нам в образе Иисуса Христа, претерпел муки на кресте и Воскрес.

Конечно, диавол старается уничтожить в нас знание о том, что мы являемся бессмертными творениями Божиими. Знание о том, что земная жизнь — только начало. Но и на земле жизнь тоже должна быть райской; и кто же этому мешает? Диавол и мешает, через людские грехи.
Но каким образом можно научить человека творить добро? Насильно не заставишь, ведь принуждение вызывает обратную реакцию. Только по доброй воле, которой должно быть наполнено наше сердце, могут совершаться светлые дела. И Господь прививает это чувство нам Своим учением и Своим примером.

В сегодняшнем отрывке из Евангелия мы слышали притчу о добром самарянине (Лк. 10:25-37) . Прежде всего, надо сказать о том, кто такие самаряне или самаритяне. Это был особый народ, потомки от смешанных браков евреев и завоевавших их когда-то ассирийцев; как отдельная этническая группа самаряне и по сей день живут в Израиле.
В истории порой так бывает, что кровь завоевателей и покоренных смешивалась, и на свет появлялся новый народ. Но чистокровные евреи в годы земной жизни Спасителя самарян презирали, называли их предателями и нечистыми людьми, — хотя те верили в того же Бога и возносили Ему такие же молитвы, что и все другие евреи.

И вот, однажды один из таких чистокровных иудеев стал жертвой нападения разбойников, «которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым» (Лк. 10:30) . Наверняка этот несчастный, подобно соотечественникам, не очень-то и любил самарян, но именно самарянин, проезжавший мимо, спас его от смерти.

«И, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе», — читаем мы в Священном Евангелии (Лк. 10:34-35) .

Спаситель совсем неслучайно упоминает перед этим, что мимо умиравшего соотечественника прошли два еврея: священник и затем левит — храмовый служитель. Они прошли мимо, а самаритянин, ненавидимый чужак, — спас.

Этой притчей Господь ответил некому законнику, который, желая искусить Христа, задавал ему вопросы: сначала о том, что следует делать, чтобы наследовать жизнь вечную, а потом — кто такой ближний? Рассказав о самарянине, уже Спаситель спрашивает: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же» (Лк. 10:36-37) .

Эта притча — удивительное по своей многозначительности наставление. Вот, например: есть люди, которые считают себя глубоко православными. Настолько православными, что когда в храм заходит далекий от Церкви человек, который не знает еще, как правильно свечку поставить перед иконой или как поклон совершить, считают необходимым выгнать его на улицу. А если вдруг ребенок расплачется, то тогда они требуют и его из храма вывести; молиться мешает. Но храм — для всех, и, в первую очередь, — для тех, кто еще далек от Бога и Церкви! Им нужно идти к Богу и спасаться!

Вот, недавно смотрел по телевизору: на канале «Союз» женщина из Москвы жалуется: ходит в старинный храм, а рядом с ним детскую площадку поставили. Дети — шумят, а их матери — и курить рядом с храмовыми стенами не стыдятся. И возмущенная женщина наверняка даже не подумала о том, что и эти шумные дети, и их неблагочестивые мамы тоже нуждаются в слове о Боге. Как же они к Нему придут, если им не рассказать?

Разве все наши соотечественники — верующие и православные? Хотя бы здесь, в небольшой славной Березовке? И здесь, как и везде, есть и развратники, и зависимые от дурмана, и многие другие грешники. Но мы всех их ждем в храме! Господь не зря учит нас вечной истине любви и заботы к другому человеку, особенно к тому, кто нам симпатичен менее всего. Он — ближний; плохой — но ближний.

К большому сожалению, не всегда близкий по крови человек бывает ближним по духу. У всех нас есть неверующие родственники, но мы не перестаем любить их, мы молимся об их вразумлении… В каждом человеке мы должны уметь видеть светлое начало: и в грешнике, и в преступнике. Будет доверие — значит, будет и согласие между людьми. А от греха трудно избавиться человеку за один миг. Даже в семьях людей набожных, в семьях священников бывают и ссоры, и измены, и дети в них порой сбиваются с праведного пути.

Ближним нам должен быть весь окружающий мир. В нашем сердце и нашем разуме не должно быть врагов. Бывают жестокие, бывают грубые и неотесанные люди. Но они при этом и глубоко несчастны: они не знают ничего ни о добре, ни о любви, и детей своих таким образом воспитывают; оттого и множится в мире жестокосердие, оттого и новорожденных бросают, и родителей отдают в дома престарелых. Оттого и слабые люди поддаются на уловки лжеучителей и сектантов.

Как же это предотвратить? Начинать нужно с себя: каждое утро говорить: «Господи, нет у меня врагов, есть лишь те, кто заблудился и оступился. Дай мне силы общаться с ними по-человечески, дай мне мудрость не повторять их грехов».

Вот так мы будем воспитывать себя, и жизнь — как земная, так и вечная — будет продолжаться. Для этого и пришел к нам Спаситель. Вера во Христа дает нам особую власть прощать, любить и воспитывать самого себя. Так мы обретаем Царство Небесное. Аминь.