Новости, Рождественские чтения

Духовно-нравственное воспитание во всех формах и на всех ступенях образования обсудили на Рождественских чтениях

В Красноярском краевом институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (КК ИПК и ППРО) состоялась работа направления «Церковь и образование» XVIII Красноярских краевых Рождественских образовательных чтений. Всего было проведено семь тематических секций.

Направление «Церковь и образование» — традиционно самое масштабное событие второго дня Чтений. В этом году в работе направления приняли участие более 400 педагогов, всех уровней, сотрудников местных управлений образования и священнослужителей, ставших слушателями и докладчиками на семи секциях, посвященных предметам «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России», духовно-нравственному воспитанию в дошкольном и профессиональном образовании, в воскресных школах, во взаимодействии с Русской Православной Церковью и в рамках специальных проектов.

Как сообщалось ранее на нашем сайте, на открытии второго дня работы направления в актовом зале Института повышения квалификации руководитель исполнительной дирекции Чтений, член Совета Гражданской Ассамблеи Красноярского края, директор Архиерейского образовательного центра Красноярской епархии Андрей Бардаков поприветствовал участников Чтений и пригласил к просмотру документальной трилогии «Сибирский крест». В этом году актовый зал не вместил всех гостей направления, и потому впервые церемония шла с онлайн-трансляцией для других аудиторий Института.

Затем, после небольшого перерыва, началась работа направления по секциям, о которой сайту kerpc.ru рассказали их модераторы.

Модератор секции «Предмет „Основы религиозных культур и светской этики“ (ОРКСЭ): новый опыт обучения, актуальная проблематика, перспективы», руководитель методического объединеня учителей ОРКСЭ города Красноярска, учитель ОРКСЭ и МХК в средней школе № 97 города Красноярска Ольга Юрченко:

— Были представлены доклады в области исследовательской работы, новый опыт, методическая копилка и работа с родителями. Следует отметить, что в этом году была очень качественная подготовка, очень сильные доклады, намного сильнее, чем в прошлые годы. Впервые в этом году были представлены методические наработки Красноярского педагогического колледжа.

Некоторые работы были нами рекомендованы в банк эффективных практик курса ОРКСЭ, созданный Институтом повышения квалификации. Среди них было отмечено и выступление отца Максима Золотухина (штатный священник красноярского Покровского кафедрального собора, учитель ОРКСЭ средней школы № 145 города Красноярска — прим.ред.), который представил свой опыт и как учитель «Основ православной культуры» в школе, и как родитель.

Звучали предложения организовать в рамках следующих краевых Рождественских чтений педагогические мастерские с мастер-классами, чтобы было представлено больше практики, и создать единую карту мероприятий, которые проводятся Красноярской епархией и методическими объединениями в духовно-нравственном направлении.

Модератор секции «Новая предметная область „Основы духовно-нравственной культуры народов России“ (ОДНКНР): учебный курс, внеурочная деятельность, интеграция в содержание других предметов», методист Центра воспитания и гражданского образования ИПК Наталья Дегтярева:

— Секция прошла успешно. Педагоги представили и обсудили методику и методологию новой предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», затронули вопросы межпредметной интеграции, внеурочной деятельности. Основным проблемным вопросом секции стало наполнение содержанием данной предметной области.

Модератор секции «Лучшие практики организации духовно-нравственного воспитания: проекты, программы, образовательное пространство», заведующий Центром воспитания и гражданского образования ИПК, кандидат исторических наук Василий Никуленков:

— Такая секция проходит на Рождественских чтениях в первый раз, кроме того, она сама была разделена на три направления — игры, проекты и образовательная среда. Многие докладчики показали те воспитательные мероприятия, которые обязательно должны быть в каждой школе, потому что они формируют стратегию воспитания, обозначенную современными запросами общества и государства.

Из инновационных проектов можно выделить популяризацию русской культуры, духовности за рубежом в проекте «Боготол — Сибирь — Балканы». Это проект по поддержанию дружбы и братских связей с православным народом Сербии, и это интересный опыт людей, вышедших в своей деятельности уже за пределы не только школы и края, но и России. Прозвучало много докладов теоретической, научной направленности.

Интересный проект — «Урок помощи и восстановления природы В.П. Астафьева», как способ достижения воспитательных целей, в данном случае — отношения к природе, через использование регионального культурного компонента. Один из представленных проектов — «Рождественская звезда» в селе Устюг — демонстрирует возможность создания своего рода региональных брендов, которые всегда привлекают молодежь.

Модератор секции «Духовно-нравственное развитие студентов в условиях профессионального образования», председатель Общественной палаты Емельяновского района, учредитель фонда «София» Нина Черняева:

— Количество участников нашей секции с каждым годом увеличивается, и радует, что была атмосфера неравнодушия, проявлялась активность, участники искренне высказывали свои мнения и сомнения. Конечно, в профессиональном образовании духовно-нравственный компонент только начинает осваиваться, и первые шаги преподавателей еще очень робкие, в школе за десять лет апробации получено гораздо больше знаний и опыта. Но ощущается и прогресс.

Спасибо отцу Алексию Руминасу (штатный священник Знаменского храма города Дивногорска — прим.ред.), его доклад привлек наибольший интерес участников секции. Все отмечают, что студенты, якобы, не реагируют на духовно-нравственное воспитание, и тем интереснее было узнать, как отцу Алексию удается привлечь их внимание, вызвать интерес.

Модератор секции «Педагогическая деятельность для духовно-нравственного развития личности в дошкольном возрасте», заведующая Центром дошкольного образования ИПК Людмила Обросова:

— У нас было 27 специалистов дошкольного образования, большинство слушателей было из Красноярска, были педагоги из Сосновоборска, Березовского района, из Енисейска. На секции обсуждались вопросы роли педагога в нравственном воспитании дошкольника, представлена практика реализации проектов духовно-нравственного воспитания, был представлен опыт по воспитанию через приобщение к истории родного края. Очень интересный проект — о взаимодействии с социальными партнерами по решению задач духовно нравственного воспитания.

В целом был рассмотрен очень широкий круг тем: какие необходимы условия, какие задачи нужно ставить и какие формы работы с детьми использовать, какова роль воспитателя. Больше внимания уделялось именно формам работы.

Модератор секции «Взаимодействие системы образования и Русской Православной Церкви в решении задач духовно-нравственного развития, воспитания и социализации», руководитель исполнительной дирекции Чтений Андрей Бардаков:

— Секция прошла на достаточно высоком уровне, и действительно состоялся живой обмен опытом. Были представлены отдельные творческие решения каких-то задач и проблем, предложены системные подходы к организации взаимодействия школы и прихода, школы и епархии в целом. Примечательно, что на секции выступали руководители образовательных организаций.

Очень интересный опыт был представлен Красноярской православной гимназией имени преподобного Сергия Радонежского. Наиболее ценные предложения, прозвучавшие на секции — это продолжение общения, продолжение обмена опытом, возможность представления прозвучавших докладов в будущем на Международных Рождественских чтениях в Москве.

Модератор секции «Практики духовно-нравственного развития, воспитания и социализации в воскресных школах», председатель Отдела религиозного образования и катехизации Красноярской епархии, благочинный церквей Березовского округа, настоятель Введенского храма поселка Березовка иерей Вячеслав Комаров:

— Интересно, что педагоги, директоры школ обращают внимание на наследие Церкви и ее великих учителей. Был доклад, посвященный педагогическому наследию святого праведного Иоанна Кронштадтского и применению этого наследия в современной практике воспитания детей. Было действительно интересно познакомиться с этой практикой, и, соответственно, задуматься, как это применить у себя.

Были доклады и о том, что в приходах развиваются такие направления, как Евангельские чтения, где воцерковляются приходящие в храм люди. Очень хороший доклад был у протоиерея Владимира Гашкова (настоятель Трехсвятительского храма города Красноярска — прим.ред.), который в понятной, краткой, сжатой форме описал обширную деятельность духовно-просветительского центра красноярского Трехсвятительского прихода — как он влияет на тех, кто приходит туда, как они воцерковляются. Очень отрадно слышать, что есть работа, есть вопросы, и есть ответы, есть перспективы у всех участников секции.

По окончании работы секций в актовом зале Института повышения квалификации состоялось подведение итогов работы направления, а в расположенном поблизости филиале Музейно-просветительского центра духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом» для всех участников прошли экскурсии по выставке памяти священномученика Димитрия Неровецкого (Апанского; +1919) «Он не жил, а горел ради Церкви Христовой» в рамках культурно-просветительской программы «Вперед, в светлое прошлое…».