Новости, Обращения

Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон: «Если Церковь со всех сторон хвалят — она утратила духовный огонь»


На сайте муниципальной газеты города Красноярска «Городские новости» опубликовано интервью с Митрополитом Красноярским и Ачинским Пантелеимоном, посвященное празднованию 1025-летию Крещения Руси.

1025 лет на пути в рай

Уже четверть века в России вновь слышны молчавшие более 70 лет колокольные звоны. Крещения, венчания и крестные ходы теперь не экзотика, а повседневность, церковные темы часто на острие общественных дискуссий. Последние 25 лет принято считать временем духовного возрождения страны, обращения народа к своим истокам, к православию. В день Крещения Руси, отмечаемый 28 июля, мы говорили с Главой Красноярской митрополии Митрополитом Пантелеимоном о судьбе Родины и истинной свободе.

— Владыко, больше тысячи лет назад Русь отвернулась от язычества, выбрала христианство. Затем богатая история державы складывалась по-разному. Сегодня многие считают, что в 1988 году произошло второе крещение страны. Вы с этим согласны?

— Я бы не стал так смело оценивать и уравнивать эти два события. Тысячу лет и четверть века назад, благодаря святому равноапостольному князю Владимиру, который крестил Русь, наши предки узнали об истинном Боге и Спасителе мира Иисусе Христе, обрели дорогу к вечной жизни. Вера принесла на Русь письменность и культуру, сделала разобщенные племена сильным влиятельным государством, этот факт сегодня признают практически все историки.

Но согласится с утверждением, что после распада СССР наша страна получила второе крещение — значит умалить подвиг христиан советских времен. А ведь в те годы, когда за веру ссылали, сажали в лагеря и тюрьмы, когда богослужения велись в единичных храмах, так же совершались Крещения. Церковь тогда была незаметной для общества, но она была живой и действующей. Уцелевшие батюшки крестили детей и взрослых, простых людей и представителей власти, партийных руководителей. Стать христианином в те времена совсем не означало отдать дань моде, это был рискованный поступок.
В 1988 году же, на мой взгляд, произошло не второе крещение, а покаяние страны, ее духовное просвещение. Да, тогда произошло колоссальное движение народа к вере. Мы крестили в воскресный день от 600 до 1500 тысяч человек, это было очень радостно, хотя и трудно.
Но главное ведь совсем не в количестве тех, кто принял христианство, а в качестве жизни. Стали крещеные вести православную жизнь, стремится к праведности? К сожалению, далеко не все. Многие разочаровались, ушли из Церкви.

— Почему так произошло? У людей были какие-то ложные ожидания?

— Скорее всего, были. Но, выбирая путь веры, каждому надо четко понимать, что христианство — это не «манна небесная», а большая работа над собой, борьба со своими страстями и грехами.
Действительно, за последние 25 лет Церковь сделала многое. Мы отстроили и восстановили храмы и монастыри, создали систему образования — от воскресных школ до семинарий, Церковь активно участвует в жизни общества, противостоит вызовам современности. Сегодня мы благодарны Господу, что от времени Крещении Руси нам удалось сохранить Церковь, что мы не исчезли, как народ. Хотя угроза такая пока остается.

— Владыко, вроде бы и в храмы сегодня народ ходит, кажется, в Церквях людей учат только хорошему. Но сегодня большинство россиян нельзя назвать благочестивыми и праведными…

— Соглашусь, пока страна еще лежит в нравственном мраке. Но изменения не происходят быстро, пара десятков лет — это очень и очень мало. Можно сказать, что за 25 лет мы только взбороздили и засеяли духовное поле нашей Родины, но чтобы появились плоды, нужно еще пахать и пахать.

К тому же вера не избавляет от пороков автоматически, она дает возможности преодолевать их. Когда человек приближается к Богу, в нем умножаются все зачатки хорошего, он становится сострадательным, милосердным, прощающим, ищет знаний. Если отдаляемся от Него, в нас просыпается языческая кровь, проявляется мстительность, буйство, гневливость.

— Действительно, прощение и милосердие — подлинно христианские качества. На фоне этого, как Вы считаете, нужно ли в России ужесточать наказания за некоторые преступления? Например, нетрезвым водителям, по вине которых произошла авария?

— Отвечая на Ваш вопрос, приведу интересную историческую аналогию. Когда князь Владимир, после принятия христианства, начал вести мягкую политику по отношению к преступникам, его приближенные напомнили ему слова Иисуса Христа Священного Писания: «не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10:34). Да, христианство — это прощение. Но прощение не означает потворства безответственному поведению. Государству не нужно проявлять мягкость по отношению к преступникам. В Белоруссии, например, у женщины, которая управляла автомобилем и при этом говорила по телефону, машину конфисковали в пользу государства. И правильно сделали.

Я уверен, что наказание нужно ужесточать так, чтобы ответственность была адекватной проступку. Устроил ДТП, разбил машину человеку — лишить навсегда прав. Повредил здоровье, отнял жизнь — нужно направить еще на исправительные работы, и деньги за них перечислять тому, кого покалечил, или родным погибшего.

Есть много людей, которых нужно удерживать от преступлений страхом наказания. Глубокие же изменения в народной ментальности произойдут только при условии, если Россия продолжит держаться православия. Тогда, через время, наши следующие поколения будут лучше.
Если ж отречемся от веры, от Бога, страна быстро перестанет существовать. Мы видим как по всему миру как нации, отказавшись от традиций, от своей веры превращаются в скотоподобные, не побоюсь этого слова. Если наша Церковь сдаст свои позиции, перестанет обличать, например, грех, который сегодня многие толерантно называют «нетрадиционные отношения», к нам придут те же ложные свободы и ценности, что завоевывают Западный мир — однополые браки, педофилия, детоубийства, эвтаназия. По сути же такие свободы — суть рабство греха, порабощение души и тела.

— Но и в России пока что тоже делаются аборты, много преступлений, в том числе и против детей.

— С сожалением соглашусь с этим. Да, в нашей стране сегодня много позорных явлений. Вылечить Россию от всех бед может покаяние и приход к вере. И понимание того, что мы великая нация, которой, вместе с осознанием своих исторических ошибок, есть и чем гордится. Когда мы увидим, что православие — это не мракобесие националистическое, а глубокий колодец, способный исцелить и утолить духовную жажду, страна поменяется. Без понимания того, что хорошо, а что плохо, люди разводятся, бросают детей, сдают родителей в дома престарелых, живут вместе вне брака, изменяют друг другу. Алкоголизм, наркомания, леность, безграмотность, разобщенность — все это есть у россиян. Но тем не менее, большинство соотечественников — приверженцы традиционных ценностей.

И наша Церковь не молчит, открыто эти ценности защищает, обличает грехи, выступает против абортов, за сохранение семей.
В ответ порой получает поток ненависти и клеветы. Но это вполне закономерно. Нападки на Церковь будут всегда. Есть силы добра и силы зла, и невозможно быть и на той, и на другой стороне баррикады. Если Церковь со всех сторон хвалят — значит, она утратила духовный огонь, стала холодной.

— Владыко, честно говоря, бывает как, что ищущим повода позволяют нападать на Церковь сами служители. Есть диаконы на дорогих автомобилях, сбивающие прохожих, встречаются и другие недостатки в жизни священнослужителей…

— Да, приходится признавать, что у нас в храмах встречается хамство, грубость и равнодушие. Эти явления нас самих огорчают, с ними нам приходится бороться. От Церкви сегодня многие требуют святости. Нужно понимать, что Церковь — это не собрание белых ангелов, а своего рода лечебница для тех, кто стремятся к святости. Именно в Церкви грехи исправляют, это лечебница, а не театр, где все блестит и все улыбаются. В храм идут не праведники, а люди с духовными язвами, те, кто нуждается в исцелении. А болезни души редко выглядят приятно.
Через Таинства, с Божией помощью и с великим трудом, люди исправляются. Однако такой труд выполнять хотят не все. Поэтому не стоит скрывать, и среди священников встречаются неправедные люди.

Бывает, молодой человек из состоятельной семьи принимает сан, но жизнь свою не меняет. Неверующим его назвать уже нельзя, но и посвященным Богу тоже не назовешь, остались привычки к дорогим вещам, потреблению. В соборе такой батюшка «отслужил», как на сцене сыграл. Вышел за двери храма — в дорогой автомобиль, понесся, попал в аварию. Людей погубил. И он — бедный и несчастный человек, который Бога вроде бы принял, а не жил с Богом. Но не Церковь в том виновата, а тот, кто желал совместить веру и алчность, что невозможно. И теперь жизнь такого человека превратилась в ад, он сам себя наказал, его удел в вечности может быть очень печальным, если только Господь не помилует.

Не могу не заметить и того, что порой о вере и о том, как надо жить мирянам и священникам, рассуждают те, которые к вере никакого отношения не имеет, и такие люди, чьи поступки нормальными не назовешь.

— Как считаете, почему так мало позитивного сегодня пишут в СМИ о Церкви?

— Я думаю, что продуманная кампания против православия все-таки ведется. А ведь сегодня можно рассказать много хорошего о делах христиан. Православные творят много добра, о котором никто нигде не трубит. Есть батюшки и миряне, которые открывают детские дома. Я лично знаю верующих, которые помогают больным, жертвуют большие суммы на лечение, поддерживают сирот и пожилых людей. Многие христиане усыновляют детей, есть те, кто покупает бездомным жилье. Даже те семейные пары, которые венчаются и просто хранят верность в браке, можно считать героями в современном мире, полном искушений и соблазнов.

Елена Есаулова, газета «Городские новости»