Новости, Проповеди

Митрополит Пантелеимон: «Преподобный Сергий Радонежский заставил пробудиться патриотические силы народа»


В ходе II региональной научно-практической конференции «Духовно-нравственное воспитание и развитие личности школьника в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов: проблематика разработки программ и определения результатов» с докладом на тему «Духовное наследие Сергия Радонежского и современность России» выступил Глава Красноярской митрополии Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон.

Владыка начал свое выступление с размышлений о сущности патриотизма в современной России, отметив, что в итоге событий нескольких десятилетий многие граждане перестали жить патриотическими интересами, а усилия Церкви, здоровых сил общества, руководства страны по возрождению патриотического начала в общественном сознании, в формировании патриотических идеалов молодежи встречают отторжение и противодействие части российского общества:

— А ведь все патриотические шаги и усилия, которые мы снова стали видеть в жизни России, очень важны для обеспечения стабильности, мира, свободы такого государства, как великая Россия.

Я сопоставляю в своем сердце, и вас к этому призываю, патриотическое воспитание в современном обществе, деятельность, настроения и стремления искренних, не показных патриотов с чувствами и стремлениями участников Великой Отечественной войны. Вспомним только, в каких условиях народ Советского Союза вступил в неравную борьбу и победил в ней. Нравственный облик советской России был жертвенный, два с половиной послереволюционных десятилетия были временем немыслимых страданий народа, его притеснения, они были временем агрессивного безбожия. И кому-то казалось, что после 1917-го года народы огромной страны должны будут с радостью встретить захватчиков в призрачной надежде на принесение ими освобождения. Да, были единичные случаи, когда фашистов в первые месяцы войны встречали хлебом-солью, но Отечество свое предали немногие, и весь народ после страданий и крови Гражданской войны, после голода и коллективизации, несмотря на них весь сплотился в борьбе за свое Отечество. Невероятными усилиями мы не только победили, но и помогли освободиться от коричневой чумы нашим братьям в других странах. Но сегодня, спустя семь десятилетий, мы оказались разрозненны, мы оказываемся неспособны сплотиться в патриотическом единении и в минуты радости, и в минуты испытаний.

На фоне всех невероятных перемен, что происходят на земном шаре, здесь, в России, мы не просто празднично вспоминаем 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, но вновь обретаем открытую историческую связь времен в историческом пространстве России. Как и все предшествующие семь столетий, один из важнейших вопросов жизни России — это вопрос о том, быть ли великому народу и стране в веках, быть с новыми общественными силами, с новыми задачами по отношению к окружающему нас миру, но с древним, вечно живым фундаментом самооценки и естественной самобытности великой России, которая всегда представляло содружество народов?

Когда преподобный Сергий появился на свет, та Россия была в кризисном положении, в сложнейшей духовной ситуации, которая отчасти сродни той, в которой пребываем мы сегодня. И когда сегодня историки, кривя душой, называют освобождение от татаро-монгольского ига явлением не столь уж и судьбоносным в отношении выживания нашей многонациональной страны, это ложь. Иго орды, поработившей свободную Русь, оказалось отпечатавшимся в наших душах и генах, ибо итогом многолетнего порабощения было закабаление не только будущей великой державы, но и самой души славянского народа, которая созидалась после окончания языческих времен. Славяне всегда были народ пытливый, новый, но создавать себя этот народ начал в христианском мировоззрении, переняв из передовой тогда Византии все, что было важно для воспитания народа на просторах Руси. И преподобный Сергий родился, когда установленная душе народа духовная, политическая, военная и экономическая преграда была прочно водружена ордами, пришедшими из многонациональной степной империи, очень подвижной и очень гибкой. Приходилось всему сознанию нации искать новые пути выживания, пребывая рядом с культурой степей.

Сергий Радонежский, рожденный в Ростове Великом, оказался в эпицентре борьбы с игом. Если верить летописям, а других источников нет, то при самом упоминании об ордынцах русские люди цепенели. Матери оставляли младенцев, наступал паралич. Поработившие Русь воины, были движимы идеей силы, которую сложили их идеологи того времени.

Преподобный Сергий был рожден в семье бояр, которые занимали немаловажное место в тогдашнем обществе небольшого городка. С молоком матери он впитал всю трагедию быть униженным, порабощенным народом. Он впитал всю свободу тогдашней христианской идеологии, во имя которой надо жертвенно служить. Он рос в условиях постоянной обстановки глубокого соболезнования его близких стране, народу, человечеству, рос в среде, где понимали всю несправедливость установившегося режима.

Мы говорили сегодня о воспитании, − считаю, в зале собрались люди, которые понимают, что когда-то дадут перед Богом ответ за души учеников, собрались учителя, которые являются солью общества. Свет в конце тоннеля — в руках учителя. Не должно быть так, что чуть ли не половина населения страны равнодушна к понятиям родина, патриотизм. Будто нечто подменилось в нашем сознании за годы перестройки. Мы с вами знаем, что вся педагогика и воспитание начинается из семьи, а во время преподобного Сергия семья и была школой, не было нынешней системы образования, страна и семья считали главным воспитать человека, достойного Царства Божиего.

Боярский род родителей преподобного Сергия в один момент обнищал, но авторитет и звание честного боярства оставались непререкаемы, когда после палат с прислугой близкие преподобного оказались в бедной крестьянской лачуге и своими руками зарабатывали хлеб насущный. Взращивание маленького Сергия имело первой целью простое его выживание, но родители ни на миг не забывали и о сохранении национальной идентичности, государственной принадлежности и того, что дорого нашей культуре, в чем вместе со служением Господу и заключалась их жизнь.

Пример духовного роста преподобного — это достижение недосягаемых для нашего времени высот. Духовный путь привел его к абсолютному авторитету в Руси и на западе, о нем знали, опыт его христианской жизни воспринимался как назидательный призыв к самовоспитанию. Он осознал при помощи Божией всю трагедию того времени, произошедшую с народом, и осознал ответственность высокой власти, отказавшись от призвания быть митрополитом Московским. Видя неповиновение бояр по России, преподобный Сергий Радонежский приходит в города, затворяет храмы. Это как если бы сегодня прийти и закрыть все больницы, родильные дома. И он заставил пробудиться патриотические силы тогдашнего народа и осознать, что нужно стремиться к централизации, к мощи государства под руководством единого князя. В результате и духовное, и политическое, и материальное состояние страны стало формироваться под влиянием этого человека. Нельзя его представлять как «духовного уникума», который как солнце влиял на весь мир, нет, он оставался человеком, личностью, которая была взращена, воспитана в русской семье и школе. Личность преподобного Сергия Радонежского все время притягивает нас, для поколений верующих людей он остается личностью света, примером духовной святости и патриотизма.

Господь истинно избрал «героя своего времени», который положил свою жизнь на спасение народа через саму народную душу. И нынешнее восприятие преподобного Сергия таково, что он не ушел от нас, не исчез в недрах земли и в дали исторической памяти. Во все времена место его рождения и погребения вблизи Ростова Великого собирало миллионы людей со всей России и не только.

Сегодня в России семьи, особенно славяне, утратили семейные связи, ценности, и молодые не понимают, для чего создают семью. Но душу радует, когда видишь коляски с младенцами и любящих родителей подле них. Мы все, кто заинтересован в бытии России на земле, — педагоги, духовенство и представители культуры, — все, кто является служителями нравственности, должны объединить силы и воспитать ее детей, иначе сложности будущего войдут в двери нашего дома, и возникает за горизонтом марь пустоты и небытия, чего никогда не должно случиться.

Сам образ преподобного Сергия Радонежского есть гармоничный и убедительный образ самобытной российской культуры, нравственности, достойного образа жизни. Красота и гармония православной морали, нравственности присутствовала в наших корнях и живет, и развивается в нашем народе сегодня. Так складывалось за тысячу лет, которую мы знаем, как христианская эра, к этому стремились славяне и будучи в языческом состоянии. И кому, как не нашим педагогам, крепко задуматься о воспитании такого гражданина, чтобы страдания славянской земли не повторялись никогда. И они не будут повторяться, если дети будут от первого своего дня пребывать в духе любви к родине и понимания, во имя чего они зачинаются, растут и идут по отеческой земле.