Новости, Обращения

Правящий архиерей ответил на вопросы о медицинской этике, психологическом здоровье врачей и об использовании допингов спортсменами


18 ноября Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон выступил с лекцией в Сибирском клиническом центре ФМБА России и ответил на вопросы сотрудников медучреждения.

В ходе лекции Владыка Пантелеимон рассказал об огромном значении сохранения здоровья и жизни и о великой роли в этом врачебного искусства на протяжении всей истории человечества. Правящий архиерей обозначил непримиримую позицию Церкви по отношению к суррогатному материнству, наркомании, алкоголизму, суицидам и эвтаназии и призвал к борьбе с медицинской безграмотностью среди населения. Архипастырь подчеркнул, как важно перебороть недоверие людей к врачам и, напротив, отвратить от непрофессионалов, «целителей» и шарлатанов. Отдельно Владыка отметил стремление Русской Православной Церкви к содействию в деле образования и просвещения человечества.

Во второй части встречи Митрополит Пантелеимон ответил на вопросы слушателей (публикуется в сокращении).

Вопрос из аудитории: По заповедям ложь запрещена. В нашей работе есть случаи, когда мы говорим неизлечимо больным пациентам, что терапия будет эффективна, хотя прекрасно понимаем, что это не так. Насколько греховна эта ложь? Уместна ли она?

Митрополит Пантелеимон: Мы никогда не говорим человеку на исповеди о том, сможет ли он избежать Страшного суда и адских путей после перехода в жизнь вечную. Так же должна поступать медицина. Не надо говорить грубо: «Вы умрете». Важно сказать правду, но правильным языком.

Если человек — христианин, то он будет смиренно готовиться к исходу. Тем более, что болезнь очищает нас, в христианском понимании, от грехов. А слабые люди могут воспринять эти слова как приговор. В разговоре с таким человеком уместно и умолчать.

Наилучшим способом будет подготовить человека. Для этого мы создаем православные хосписы. В Петербурге священники давно создали хоспис для детей с онкологией: дети уйдут, но уход их не должен быть трагичным.

Смертельные болезни во всем мире привели к разговорам о необходимости эвтаназии, делать которую нельзя, ведь самоубийство — смертный грех. Лекарственную помощь нужно оказывать до победного конца. Когда человек уходит со страданием, но достойно, он предстает в вечном свете интеллектуального труда с Господом, в радости Господней.

Последнее слово смертельно больному — уповайте на Господа. Это утешение такому человеку. Люди по-разному воспринимают такую новость. Есть молодые люди, которые уходят очень мужественно, и говорят: «Знаю, батюшка, что я ухожу, как мне только последний миг пережить?». Мы отвечаем: «С молитвой».

Спасибо за вопрос.

Вопрос из аудитории: Я психолог, и иногда, несмотря на профессиональную подготовку, оказывать помощь пациентам очень сложно. Однажды мне даже пришлось передать пациента коллеге. Когда к священникам приходят на Исповедь, рассказывают страшные жизненные истории, бывает ли, что это вызывает отторжение? Как сохранять свое психологическое здоровье?

Митрополит Пантелеимон: Свое человеческое омерзение нужно всегда побеждать важностью сохранения жизни. В молитве мы просим, готовясь к исповеди: «Господи, не омерзи меня». Думаю, и психологам нужно переступать через это.

И на Исповеди встречаются и психически ненормальные люди, и, конечно, после этого тяжело чувствуешь себя. Поэтому существует и христианская, православная психология. Обучение в специальных учреждениях — семинариях, духовных академиях, — оно все и проходит с психологическим уклоном.

Каждый час и каждый день невозможно привыкнуть к человеческим грехопадениям. Иногда не хватает духовной силы и мужества. Когда мы сами не можем разрешить грехи, мы отправляем людей к старцам, к умудренным духовникам, обычно из монастырей.

Вопрос из аудитории: Каково мнение Церкви о спортивных соревнованиях и о применении спортсменами запрещенных препаратов?

Митрополит Пантелеимон: Мир, выходя из языческой греховности, прощался со своими ипподромами и театрами, потому что они имели совершенно безнравственное и греховное основание. А сам спорт как таковой не запрещен: это труд. И состязательные явления были всегда, в том числе и в христианской среде.

Сейчас спорт возвращается порой к языческим нормам, к установлению прямой безнравственности. Но ведь даже древние не использовали никаких средств, напитков, за это просто убивали. А сейчас это все превратилось в одно из орудий развращения человеческого общества. Уже не красота и гармония тела, не сила физическая важны, и даже не здоровье, но золотой телец выше всего. Таким образом, ничего состязательного в XXI веке не останется, и спорт станет только уловкой дельцов.

Особенно страшно, что профессиональные спортсмены не развивают свой интеллект. Спортсмен должен быть гармоничным. Знать философию, высшую математику, или агрономию, или медицину. На мой взгляд, тренеры должны их обязывать учиться в университете, хотя бы заочно.

Тот факт, что сейчас Владимир Путин возрождает в нашей стране спорт для юношей и девушек, — это полезно и нужно. Вот такое у меня двоякое отношение к спорту. Сам по себе он обязан быть, он — нужен. Но спорт, который лишает людей средства заработка, или здоровья, или интеллекта Церковь считает греховным.