Новости

Правящий архиерей: «Духовный героизм проявляется в каждом верующем»


По окончании Божественной литургии в Покровском кафедральном соборе города Красноярска, которая была совершена 7 декабря, в Неделю 26-ю по Пятидесятнице, день памяти великомученицы Екатерины (305–313), Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон произнес проповедь:

— Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Сегодня мы вспоминаем память, — как и каждый день в святцах, — но сегодня особо, имя святой великомученицы Екатерины. Кто из вас бывал в Синайской пустыне, на Синайском полуострове и посетил монастырь святой Екатерины, тот, наверно, прикладывался к ее святым мощам, поднимался на гору, где святая приняла мучения, и навсегда унес в своем сердце особую теплоту и сопричастность к ее жизни, подвигу. И может быть, после этого, поднимаясь каждое утро и после молитв или перед молитвами вспоминая это паломничество, мы спрашиваем себя, способны ли мы на такое деяние, на какое пошла святая Екатерина.

У нее было особое воспитание, она росла в другой культуре, и все оставила, признав над собой одну власть и любовь — Господа Иисуса Христа. Рожденная в семье очень высокого звания, царедворцев, имеющих царственную кровь в жилах, она обязана была стать одной из великих женщин восточной части Римской империи. Она жила, не зная бедности, имея рабов и слуг, ведь ее отец был приближенный к римскому трону, имея прекрасных учителей, воспитателей, наслаждаясь роскошью, когда ни о чем плохом и горестном не надо было думать; однако, вероятно, та жизнь, которая была повседневной в высоких слоях тогдашнего общества, несла то, что не принимало юное и чистое сердце этой девы, почти еще отроковицы. Что-то она искала иное, потому что ее воспитание и те знания, которые она получила, подсказывали ей внутренне, что нет истинной религиозной правды в языческом веровании, что надо искать другое.

И вот до сердца Екатерины донеслись слова об Иисусе Христе, о Его страдании, Воскресении. Как было потрясено ее внутреннее мировоззрение, когда она осмыслила акт Воскресения Господа нашего из мертвых, когда она услышала другие нравственные нормы, по которым следует жить человеку. Когда она увидела и тех, кто был последователем Христа, — а в это время христианство было в гонениях, в катакомбах, преследовалось Римской империей, — то безоговорочно приняла всей своей юной душой Господа Иисуса Христа и посвятила себя и свою жизнь Спасителю мира. За ее красоту, великолепие души и тела многие давали сокровища ее отцу, сватали ее в супруги, но она отклоняла все предложения. И это же она сделала, когда и сам император, — а Рим к тому моменту утратил нравственные ценности, к этому сегодня идет Западная Европа, и у нас такое имеет место, хотя мерзость того времени мы еще не превзошли, — император стал склонять ее к браку, обещая царство и корону. Было ей поставлено требование отказаться от христианской веры.

Мы с вами должны спросить себя, как мы веруем, можем ли мы быть готовы на жертву? Каких-то сто лет назад, после 1917 года наши отцы и деды, прадеды пошли на страдания, лишение жизни за веру Христову, и стали новомучениками и исповедниками. И, наверное, и в наших с вами телах и сердцах есть этот духовный героизм, его не надо искать, он проявляется, когда приходит момент, который требует ответа.

В результате пыток, гонений, терзаний, колесований святая Екатерина оставила земной путь. Если остановиться на каждом этапе испытаний, то это было похлеще всех концлагерей. В древности не только избивали, как Христа, но терзали тело крючьями, жгли огнем, растягивали на пыточных колесах, вешали на крестах, лишали частей тела. Через все это прошла юная дева. И говорит церковное предание, что несколько дней лежала она на вершине горы, но тело ее не сопело, хищный зверь его не тронул, пока не пришли христиане, получив знак, и приняли тело ее. И почивает она в своем монастыре на Синае, в гробнице, в раке из серебра, которую подарила великая государыня Российской империи Екатерина. Вот и там есть частица России.

Однако вернемся к простому и актуальному вопросу сохранения веры в наших сердцах во время испытаний. Они могут быть разные, и в разном возрасте. Какой дар дает вера человеку? В чем заключается наше преимущество, если оно есть, перед теми, кто веры во Христа Спасителя не имеет? Всему христианскому миру известно, что Господь произнес: «без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5), «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня», (Ин. 14:6), «и приходящего ко Мне не изгоню» (Ин. 6:37).

Святая Екатерина принимала страдания в конце третьего столетия христианской эры, и она в отличие от апостолов, жен-мироносиц, самых первых христиан не видела Иисуса Христа. Значит, и мы в XXI веке равны с ней: мы не видели Его, но кто из нас скажет, что мы не знаем Христа? Что мы не видели Его духовным зрением? Что мы не следуем за Христом? Ни один разумно верующий человек этого не скажет. Любой христианин скажет: «Я знаю Господа, я видел (или видела) Его, я следую за Господом». В порыве особой молитвенной благодати мы можем даже воскликнуть сами себе: «Господи, и жизнь отдадим за Тебя!». Но не дай Бог поступить так, как апостол Петр, который отрекся от Христа.

В отличие от святой Екатерины и всех святых, живущие на земле претерпевают немалые соблазны, испытания от того, что происходит вокруг нас, в наших семьях и лично с нами. Нам всегда нужен пример, который бы укреплял нашу веру и давал вспышки, подобно вулкану, преданности Христу. Этим живет каждый православный христианин, эти минуты и открывают нам близость Господа и близость Небес и вечной жизни. И самое главное: правоту, правду и истину открывает Господь.

Почитая святых угодников Божиих, особо выделяя тех, которые нам близки, мы с вами имеем истинных помощников, пример живой, помогающий нам преодолевать охлаждение в сердцах, усталость от борьбы со грехами и невзгодами, и они помогают в тяжелые минуты обретать свободу от рабства уныния и греха. И говорим мы: «Господи, какой бы я ни был, что бы я ни совершал, пусть стал, словно Иуда, прими меня и даруй покаяние», — и Господь дает, и мы получаем великую награду верой нашей.

Господь не случайно избрал себе воинство мучеников, но великомученицы Екатерина, Варвара, Анастасия Узорешительница, Параскева Пятница, и многие другие девы, превзошедшие духом своим великих воинов, занимают особое место, потому что женским своим естеством, своей чистотой они служили Божией Истине ради чистой веры, как ради чистого золотого самородка. Это есть вера ради веры, вера ради очищения ума и жизни от греховных явлений, и великий дар видеть добро и зло, грех и святость. Это даровано верующим, и тем более, наверное, когда мы вспоминаем женское мученичество, и особенно пречистых дев, какой была святая Екатерина, должны больше укрепляться мужчины Церкви нашей. Слабость бывает и в мужском сердце, а иногда и трусость, как у апостола Петра, когда он отрекся от Христа, но потом мужественно покаялся, и из этого греха получилось благо.

Когда мы с Богом, то чувствуем бессмертие, не конец, а начало. Осознала эту истину великомученица Екатерина, и так полюбилась христианам всего мира, что, когда окончится трубным гласом этот виток жизни, и мы восстанем со всеми грехами, она и все святые будут нам помощниками и знаменосцами веры Христовой, чтобы мы без страха отвечали Господу на Его вопросы и получили бы ответ: войди в радость Господа твоего! «В доме Отца Моего обителей много» (Ин. 14, 2).

Вера остается прочной в сердце, когда мы соглашаемся с нашими испытаниями, страданиями, скорбями, когда мы принимаем их, проводим борьбу и выходим победителями, как вышел Господь, победив ад, смерть Своим Воскресением, и открыв нам бессмертие и вечное блаженство. Аминь.

Постимся постом приятным!